Тема 3. Факторы и тенденции развития логистики
Тема 1. Понятие и сущность логистики
- исторический очерк развития логистики;
- определение понятия логистики;
- специфика логистического подхода к управлению материальными потоками;
- предпосылки развития логистики;
- этапы развития логистики в экономике;
- экономический эффект от использования логистики.
Логистика начала развиваться как военная наука и, начиная со второй половины XX в., нашла применение в экономике. В обоих случаях оба направления логистики имеют общие элементы - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.
Логистику определяют как планирование, организацию и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Логистика разрабатывает новые, более эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения и обеспечивает применение этих методов.
Расширение сферы применения логистики в 80-90 гг. объясняется ее развитием, при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане (например, банковская логистика). Причина - высокая доля (свыше 70%) логистической составляющей в стоимости товара.
Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
Существуют две модели управления материальными потоками: традиционная и построенная на принципах логистики. При этом необходимо отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя существенные резервы повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности анализируемого объекта.
Применение логистики в экономике обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода. Внешние факторы -переход от рынка продавца к рынку покупателя, усиление конкурентоспособности, энергетический кризис 70-х гг., достижения НТП, компьютеризация управления материальными потоками и индустриализация процессов товародвижения.
Экономический эффект от применения логистики рассматривают в следующих слагаемых:
- снижение запасов на всем пути движения материального потока;
- сокращение времени прохождения товаров по логистической цени;
- снижение транспортных расходов;
- сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Тема 2. Логистика. Понятие, цели и задачи
Определение логистики обычно дается в широком и узком смысле.
В широком смысле логистика — это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика — это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и/или сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Тема 3. Факторы и тенденции развития логистики
В 1950-1960-е годы логистика базировалась на таких понятиях, как материальный менеджмент и физическое распределение. В это время стали появляться первые логистические общества и ассоциации: Британское общество контроля производства и запасов, или Институт логистики и распределения, немецкое общество логистики, немецкая ассоциация логистики и т. д. Далее подобные общества появились в Испании, Италии, Франции и Бельгии.
В настоящее время все эти и другие центры логистики объединились в Европейскую Логистическую Ассоциацию.
В рассматриваемый период времени в США возник также ряд организаций и обществ логистики: Американское общество проблем управления производством и запасами и Национальный совет по менеджменту физического распределения, позднее преобразованный в Совет логистического менеджмента.
Совет логистического менеджмента в 50-60-х годах давал логистике следующее определение.
Логистика — широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии до покупателя, в некоторых случаях включающей также движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание покупателей.
В 1960-е годы — появилось большое число конкурентных товаров, усилилось внимание к покупателю, т. е. увеличилось количество сервисных услуг. Это поставило перед логистикой новые проблемы, в частности, координацию спроса и предложения. В середине 60-х годов была сформирована новая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента.
Логистика — это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.
В 1970-е годы отличительной особенностью является переход от быстрого роста средств производства (как в 60-е) к относительной стабилизации. В то же время в большинстве компаний рост логистических инвестиций стал опережать рост инвестиций в основные средства производства. В связи с этим основной задачей большинства фирм стало уменьшение себестоимости производства продукции и рациональное использование сырья, материалов, производственных фондов и комплектующих.
В 70-х годах большую роль сыграл энергетический кризис. В силу этого ресурсный фактор — уменьшение энергоемкости и материалоемкости продукции — стал одним из основных в конкурентной борьбе.
Акцент в логистике сместился на производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством. На Западе широкое распространение получила внутрипроизводственная микрологистическая система: MRP - Material requirement planning.
Концепция логистики в это время стала отождествляться с материальным менеджментом, который определялся как взгляды и принципы, посредством которых осуществлялось планирование, организация, координация и контроль материального потока от источника сырья до конечного потребления.
Параллельно логистика из концепции превратилась в фактический инструмент бизнеса, как в сфере производства, так и в сфере обращения. DRP -Distribution requirement planning.
В эти же годы бурно развивалась экономика Японии, которая стала теснить европейских и американских производителей на мировых рынках. Это произошло благодаря низкой себестоимости и высокому качеству японских товаров, которые обеспечивались, в частности, местными разработками и применениями в логистической концепции "just in time" и внутри производства системы КАНБАН ("карточка").
В конце 1970-х годов компания Toyota сформировала новую философию управления качеством продукции — Total Quality management.
TQM стал фундаментом интегрального подхода к логистике.
К концу 70-х годов на Западе завершилась тароупаковочная революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.
Значительный экономический эффект дую применение в логистических системах стандартизации тары и упаковки. Прежде всего внедрение стандартных поддонов (паллетов).
В 80-е гг. произошла революция в информационных технологиях, и компьютеры стали основой административно-управляющих и контролирующих систем. Существенным стало понимание того, что наряду с материальными потоками необходимо управлять сопутствующими информационными потоками.