Тема 1. Понятийный аппарат международной логистики и факторы ее развития

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА

для специальности

1-26 02 05 «Логистика»

Автор-составитель: Э.И.Никитина, старший преподаватель кафедры логистики

Рецензент: А.А. Пилютик, кандидат экономических наук, зам. директора по информационно-коммуникационным технологиям и административно-хозяйственной работе Института экономики НАН Беларуси

Утвержден на заседании кафедры логистики Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» 28.11.2014, протокол №5

Регистрационный № УД 188-15/э

СОДЕРЖАНИЕ

I Учебная программа 4

II Краткий лекционный курс 15

III Планы семинарских занятий 93

IV Методические рекомендации по выполнению курсовых работ 98

V Примерный перечень тем курсовых работ 102

VI Тематика самостоятельной работы для студентов 105

VII. Рекомендуемые темы рефератов 108

VIII Итоговый тест 111

IX Вопросы для подготовки к экзамену по курсу 118

Учреждение Образования Федерации Профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет

«МИТСО»

___________С.Н. Князев

______________20____г.

Регистрационный №УД-__/р.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:

Логистика

Факультет Международных экономических отношений и менеджмента  
Кафедра Логистики  
Курс 4(д)4(з)/3(зс)    
Семестр 7/8/5 Экзамен 7/8/5 семестр
Лекции 48/12/12 Курсовая работа 7/8/5 семестр  
       
       
  Практические(семинарские) занятия 24/8/8 Лабораторные занятия -/-/-   Самостоятельная работа студентов 18/-/-      
     
Аудиторных часов по учебной    
дисциплине 90/20/20    
Всего часов по учебной Форма получения высшего  
дисциплине образования дневная/заочная/ заочная сокр.  
             

Составила Э. И. Никитина, ст. преподаватель

Учебная программа составлена на основе учебной программы учреждения высшего образования по дисциплине «Международная логистика» по специальности 1-26 02 05 Логистика, утвержденной 13.09.13, регистрационный № УД-204-13/баз.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой логистики

24.06.2014, протокол №12

Заведующий кафедрой

________________ Е. А. Иванов

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

_______2014, протокол №___

Председатель

_____________ С.Н. Князев

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цельюпреподавания дисциплины «Международная логистика» является изучение подходов, методов, техники, технологий, инструментария международной логистики в объеме и аспектах теории и практики развития этого направления в менеджменте, организационно-экономической деятельности, инженерных, логистических коммуникациях в зарубежных странах и в Беларуси.

Задачи изучения дисциплины определяются:

¾ необходимостью профессиональной логистической организации внешнеэкономической деятельности;

¾ освоением методологии анализа и проектирования внешнеторговых операций и их логистическим обеспечением;

¾ приобретением теоретических знаний и практических навыков в области формирования логистической инфраструктуры в сфере внешнеэкономической деятельности;

¾ освоением специфики внешнеторговых операций, правового, таможенного, страхового, сервисного и коммерческого обеспечения международных перевозок на любые расстояния;

¾ получением специальных знаний и навыков по современным логистическим технологиям внешнеторговых перевозок в свете эволюционной экономики;

¾ развитием профессиональных практических навыков международного логистического менеджмента;

¾ развитием практических навыков проведения логистических внешнеторговых операций на базе логистических принципов и правил.

Место дисциплины в учебном процессе.

Международная логистика — это особая область теоретических и практических знаний, деловых навыков, действий профессиональных специалистов, ориентированных на организацию, технологию и технику инициирования, управления и контроля взаимосвязанных потоков, обслуживающих международный обмен материальными ценностями, интеллектуальными продуктами, инновациями и услугами во времени и пространстве.

Роль и значение дисциплины «Международная логистика» в подготовке специалистов по логистике определяется характером, особенностями и тенденциями современного этапа развития международной, национальных экономик, включая и белорусскую, а также необходимостью организации и управления качественно и количественно возросшими и усложнившимися логистическими технологиями, потоками, процессов и операциями, ориентированными на удовлетворение разнообразных потребностей международных, национальных и региональных рынков.

Международную логистику следует понимать как необходимый и эффективный инструмент, обеспечивающий подготовку, обеспечение, проведение, сопровождение и завершение международных коммерческих операций (внешнеторговых сделок купли-продажи).

В результате освоения курса «Международная логистика» студенту необходимо знать:

• важность международной торговли и ее влияние на логистику;

• факторы, стимулирующие международную торговлю;

• основные трудности, с которыми сталкивается международная логистика;

• некоторые основные аспекты, связанные с пограничными и таможенными правилами;

• различные способы выхода на международный рынок;

• различные структуры международной организации.

В результате освоения курса «Международная логистика» студенту необходимо уметь:

• Составлять контракты купли-продажи с учётом специфики торговли различными товарами и услугами, обосновывать цены, определять базисные условия поставки.

• Работать с транспортными, таможенными и финансовыми документами.

Преподавание дисциплины строится на анализе понятийного аппарата, факторов развития и концепции международной логистики.

Подробно рассматриваются значение международной логистики в процессах интеграции и интернационализации, а также основные составляющие международной логистической системы в их взаимосвязи: инфраструктура международной логистики, содержание международных логистических операций, управление международными логистическими процессами, информационное обеспечение международной логистики и др.

Учебный материал излагается с учетом полученных слушателями знаний по дисциплинам «Внешнеэкономическая деятельность», «Логистика» и «Международный маркетинг».

В соответствии с учебными планами специальности 1-26 02 05 Логистика на изучение дисциплины отведено: студентами дневной формы обучения 186 часов, из них 90 часов – аудиторные ( в том числе 48 часов – лекций, практических – 24, СУРС – 18 часов.

Заочная форма получения образования предполагает изучение дисциплины в объеме 20 аудиторных часов (в т.ч. лекции 12 часов, практических занятий – 8 часов).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Номер раздела, темы Название раздела, темы Количество аудиторных часов   Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа
Понятийный аппарат международной логистики и факторы ее развития       Рецензирование рефератов, опрос
Мировое хозяйство и международные экономические отношения       Опрос
Объекты международной логистики       Рецензирование рефератов, опрос
Логистические центры       Опрос
Сущность процессов глобализации в международной логистике       Тест
Международное и государственное регулирование международной деятельности     Проведение собеседования
Предмет и направления осуществления международных логистических операций     Рецензирование рефератов, опрос
Международная инфраструктура логистики       Опрос
Теория и практика тарифов в логистической системе       Опрос
Организация международных операций       Тесты
Технологии осуществления международных логистических операций     Контрольная работа
Платежно-расчетные отношения в международной деятельности       Рецензирование рефератов, опрос
Информация в международной логистике       Тесты
Услуги как товар в международной логистике       Проведение собеседования
Международные посреднические операции       Рецензирование рефератов, опрос
Мировая валютная система       Рецензирование рефератов, опрос
Порядок осуществления импортных и экспортных операций в Республике Беларусь       Опрос
Логистическая концепция международной доставки грузов       Коллоквиум
  ИТОГО:      

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(ЗАОЧНАЯ/ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Номер раздела, темы Название раздела, темы Количество аудиторных часов   Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа
1-2 Понятийный аппарат международной логистики и факторы ее развития Мировое хозяйство и международные экономические отношения          
5-6 Сущность процессов глобализации в международной логистике Международное и государственное регулирование международной деятельности       Проведение собеседования
8-9 Международная инфраструктура логистики Теория и практика тарифов в логистической системе       Опрос
Организация международных операций       Рецензирование рефератов, опрос
Технологии осуществления международных логистических операций       Рецензирование рефератов, опрос
Порядок осуществления импортных и экспортных операций в Республике Беларусь          
  ИТОГО:        

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература

1. Зорина, Т.Г., Слонимская, М. А. Международная логистика: Учеб. Пос./Т.Г.Зорина, М. А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2012. – 244 с.

2. Дыбская В. В. Логистика: учебник/ В.В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлингова. – М.: Эксмо, 2011. -944 с.

3. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок/ М. Кристофер;: пер. с англ.; под ред. В. С. Лукинского – СПб.: Питер, 2009. -503 с.

4. Основы логистики: учебник / под.ред. Б. А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2011. – 340 с.

5. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник / под.ред. Б. А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2011. – 600 с.

6. Управление цепями поставок: учебник / под.ред. Б. А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2011. – 214 с.

Дополнительная литература

7. Кретов, И. И., Садченко, К. В. Логистика во внешнеторговой деятельности: учеб. пос./ И. И. Кретов, К. В. Садченко. –М.: Дело и Сервис, 2011. -272 с.

8. Алексеев, И. С. Внешнеэкономическая деятельность / И. С. Алексеев. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 304 с.

9. Занимательная логистика в примерах и задачах: науч.-популяр.изд./отв. ред. Е. А. Иванов. –Минск:МИТСО, 2011. -180 с.

10. Гайдаенко, А. А., Гайдаенко О. В. Логистика: учебник / А. А. Гайдаенко, О.В.Гайдаенко. – М.: Издательство «Кнорус», 2011. - 270 с.

11. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. -М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. — 228 с.

12. Григорьев, М. Н., Долгов, А. П., Уваров С. А. Логистика: учеб. пособ. / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Гардарики, 2006. – 463 с.

13. Дурович, А. П. Маркетинг/ А. П. Дурович. –Минск: Современная школа, 2010. – 496 с.

14. Полещук, И. И. Логистика/И. И. Полущук. –Минск: БГЭУ, 2007. -368 с.

15. Канке, А. А. Основы логистики: учеб. пособ ./ А. А. Канке, И. П. Кошевая. –М.: КНОРУС, 2010. -576 с.

16. Марусева, И. В., Котов, В. В., Савченко И. Я. Логистика. Краткий курс / под. ред. И. В. Марусевой. – СПб.: Питер, 2009. - 192 с.

17. Сергеев, В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под. ред. В. И. Сергеева. – М.:ИНФРА-М, 2005. -976 с.

18. Дроздов, П. А. Основы логистики: учеб.пособ. / П. А. Дроздов. –Минск: изд-во Гревцова, 2008. -208 с.

19. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник. 4-е изд.перер. и доп. / Ю. М. Неруш. –М.:Проспект, 2008. – 520 с.

20. Уолтерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -503 с.

21. Сток, Джеймс Р., Ламберт, Дуглас М. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2005. – 797 с.

22. Журавлев, В. А. Логистика. Конспект лекций / В. А. Журавлев. – Минск: МИТСО, 2010. -72 с.

23. Аникин, Б. А., Тяпухин, А. П. Коммерческая логистика:учеб. / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -432 с.

24. Федоров, Л. С. Общий курс логистики: учеб. пособ. / Л. С. Федоров, М. В. Кравченко. – М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.

25. Родников, А. Н Логистика. Терминологический словарь/ А. Н. Родников. –М.:ИНФРА-М, 2000. -360 с.

26. Хабарова, В. И. Основы логистик/ В. И. Хабарова. –М.: Маркет ДС, 2010. -220 с.

II. КРАТКИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Логистические центры фирм

Логистические центры фирм очень разнообразны. Их структура зависит от профиля и размеров фирмы. На мелких фирмах это может быть небольшая группа специалистов-логистиков и 2—3 компьютера. На крупных фирмах это подраз­деления с многочисленным штатом и значительным числом компьютеров, обя­зательно объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет. Используемые ими методы управления материальными, информационными и финансовыми потоками описаны в предыдущих главах. Главное преимущество логистических центров фирм заключается в том, что они сравнительно дешевы и могут быть быстро созданы. Для них не нужно создавать многие вспомогательные подраз­деления (например, складские помещения или средства разгрузки и погрузки), так как они уже имеются на фирме. Они могут учитывать специфику фирмы и не несут опасности нарушения коммерческой тайны.

Логистические центры фирм получили широкое распространение с 1980-х годов, что было связано с волной банкротств фирм оптовой торговли. Разорялись преимущественно фирмы средних и малых размеров, имевшие устаревшую организационную структуру и большой штат сотрудников. Выжили в основном крупные фирмы, действовавшие в нескольких городах или даже странах. Они имели достаточные финансовые средства для реорганизации и создания логистических центров, повысивших эффективность их работы. Выжили также мелкие фирмы, имевшие современную структуру и небольшое число сотрудников. Вместе с тем создавались новые мелкие и средние фирмы с логистическими центрами, простой и экономичной организационной структурой. Имеются фирмы с персоналом всего 15—20 человек, которые успешно функционируют. Часто большинство сотрудников фирм являются родственниками, что повышает их заинтересованность в процветании семейного бизнеса. Но наибольших успехов, как правило, добиваются крупные фирмы, использующие современные методы управления.

Уровни глобализации

Проследим уров­ни эволюции компаний от предприятий, опирающихся на логистические опера­ции в рамках национальной экономики, до конкурентов мирового масштаба. Про­должительность пребывания фирмы на каждом уровне зависит скорее от испо­ведуемой руководством философии, не­жели от течения времени.

Принято выде­лять пять уровней глобализации:

1. сохра­нение дистанции,

2. самостоятельный экспорт в зарубежные страны,

3. самосто­ятельные зарубежные операции,

4. укоре­нение бизнеса в зарубежных странах,

5. де­национализация деятельности.

Категории грузов

По способам перевозки и перегрузки грузы делятся нагенеральные, массовые и особорежимные.

Категориюгенеральных грузов составляют различные штучные грузы, т.е. грузы в упаковке или без нее, принимаемые к транспортировке по счету грузовых мест.

По виду тары или упаковки их делят на:

· тарно-упаковочные (в мешках, коробках, ящиках, бочках, бидонах, и т.д.);

· грузы в укрупненных грузовых местах и транспортных единицах (на поддонах, в трейлерах, контейнерах, лихтерах);

· грузы без тары или упаковки (трубы, подвижная техника, металлоконструкции).

Генеральные грузы разделяются по размерам наобычные, длинномерные (длина свыше 3 м) и негабаритные.

Массовые грузы представляют собой определенную структурную массу, перевозимую в больших количествах без упаковки, иделятсяна:

· наливные (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, животные жиры, растительные масла, спирты и т.д.),

· навалочные (руда, рудные концентраты, удобрения и т.п.),

· насыпные(зерно, сахар-сырец и пр.),

· лесные (круглый лес, пиломатериалы и технологическая щепа).

Категорию особорежимных составляют грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К ним относятся

· опасные грузы — вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств при хранении, перевозке и перегрузке могут послужить причиной повреждения транспортного средства, перегрузочных устройств, а также нанесения увечий, отравления, ожогов или заболевания людей;

· скоропортящиеся грузы — это пищевые продукты, при хранении и транспортировке которых требуется соблюдение температурного режима.

Расчеты аккредитивами

Документарный аккредитивпредставляет собой договор, в котором банк принимает на себя обязательство произвести по указанию и за счет покупателя-импортера платеж экспортеру на сумму поставленного товара против представленных продавцом документов, подтверждающих поставку товара.

Он заключается между покупателем (клиентом), банком-эмитентом, принимающим обязательство обеспечить платеж, и продавцом-бенефициаром (получателем денег). Для расчетов по аккредитиву характерно, что снятие денег со счета плательщика предшествует отправке товаров в его адрес. Это отличает аккредитивную форму от других форм расчетов. При этом деньги, числящиеся на аккредитиве, продолжают принадлежать получателю товаров и снимаются с аккредитива лишь после того, как продавец отправит указанные товары и представит в банк соответствующие документы.

3. Расчеты инкассо

Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо.

Инкассопредставляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок, против предъявленных экспортером документов.

Расчеты чеками

Чекв международной торговле – это письменное распоряжение (приказ) покупателя (чекодателя) банку-плательщику об уплате указанной в нем суммы чекодержателю (предъявителю) или по их приказу другим лицам (ордерный чек) за счет имеющихся у банка средств чекодателя.

Следовательно, расчет чеком обусловлен наличием средств на текущем счете чекодателя и используется как средство распоряжения этим счетом. По сути, чек является частным обязательством чекодателя в качестве платежного средства. Банк, как правило, не несет ответственности перед чекодержателем за оплату выписанного на него чека. Вместе с тем, обслуживающий банк может иметь договоренность со своим клиентом (импортером), позволяющую выставлять на его счет чеки, превышающие в определенном размере кредитовый остаток по текущему счету (так называемый овердрафт).

В нормативных документах Нацбанка Республики Беларусь чек – это средство платежа при банковском переводе.

Чеки используются при оплате товаров, купленных на консигнационных складах, при перерасчетах за поставленный ранее товар и в других случаях. Широкое распространение в чековом обороте имеют ордерные чеки. Поскольку чек является не инструментом кредитования, а средством распоряжения текущим счетом, срок его действия ограничен. В соответствии с Женевской конвенцией о чеках 1931 г., регулирующей чековое обращение в международных расчетах, период действия чека в пределах одной страны составляет 8 дней, а чеки, предназначенные для оплаты в других странах, действительны в течение 20–70 дней, включая время на оплату и перечисление денег получателю.

Валюты и их классификация

Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.

Классификация валют

По статусу валюты:

1. Национальная

2. Иностранная

3. Международная

4. Региональная

5. Евровалюта

По отношению к валютным запасам страны:

1. Резервная

2. Прочие валюты

По видам валютных операций

1. Валюта цены контракта

2. Валюта платежа

3. Валюта кредита

4. Валюта клиринга

5. Валюта векселя

По принципу построения

1. "Корзинного" типа

2. Обычная

По способу фиксации

1.Фиксированные– в их основе лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран.

2.Плавающие -зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по величине.

По степени конвертируемости

Конвертируемость - это степень простоты обмена национальной валюты на иностранные без непосредственного вмешательства государства.

1. Свободно конвертируемая валюта (СКВ)-

Валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты для всех субъектов и по всем операциям. (Доллар США, английский фунт стерлингов, немецкая марка, японская иена, французский франк, швейцарский франк, итальянская лира, канадский доллар и некоторые другие).

2. Частично конвертируемая валюта (ЧКВ) - национальная валюта стран, которые применяют валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам валютных операций.

3. Замкнутая (неконвертируемая) валюта (НКВ) - национальная валюта, которая функционирует только в пределах страны и не обменивается на иностранные валюты (запрет как для юридических, так и для физических лиц).

Валютные курсы и их виды

Валютный курс- цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Валютный курс необходим:

· для обмена валют при торговле товарами и услугами;

· при движении капиталов и кредитов;

· для сравнения цен на мировых товарных рынках;

· для сравнения стоимостных показателей разных стран;

· для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.

Структурные факторы

1. конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение;

2. состояние платежного баланса страны;

3. покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;

4. разница процентных ставок в различных странах;

5. государственное регулирование валютного курса;

6. степень открытости экономики.

Конъюнктурные факторы

1. политическая обстановка;

2. слухи и прогнозы;

3. деятельность валютных рынков;

4. спекулятивные валютные операции;

5. кризисы, войны, стихийные бедствия;

6. цикличность деловой активности в стране

Формы валютной политики

1. Дисконтная политика - изменение учетной ставки ЦБ, для регулирования валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы и цен - с другой.

2. Валютная интервенция - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты.

3. Диверсификация валютных резервов - политика национального банка, направленная на регулирование структуры валютных резервов (включение в их состав разных валют)

4. Двойной валютный рынок - валютный рынок делится на две части: в одной его части (коммерческой) применяется рыночный валютный курс, в другой - официальный (установленный ЦБ).

5. Девальвация – официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте и международным счетным единицам

6. Ревальвация - официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте и международным счетным единицам.

7. Валютные ограничения - административные ограничения и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями

Валютные рынки

Валютный рынок – механизм, посредством которого взаимодействуют продавцы и покупатели валюты.

Функции валютного рынка:

1. Обслуживание международного оборота товаров и услуг

2. Формирование валютного курса под влиянием спроса и предложения

3. Механизм защиты от валютных рисков

4. Механизм спекуляции

Участники валютного рынка

1. коммерческие и центральные банки,

2. правительственные единицы,

3. брокерские организации,

4. финансовые институты,

5. промышленно-торговые фирмы

6. физические лица, оперирующие с валютой.

Таможенные платежи

Совокупный импортный таможенный платеж включает:

• импортную таможенную пошлину;

• налог на добавленную стоимость;

• акциз по подакцизным товарам;

• сбор за таможенное оформление;

• таможенные сборы за хранение и таможенное сопровождение товаров (в случае необходимости).

Таможенная пошлина определяет размер платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе товара.

Ставки импортных таможенных пошлин обобщены в импортном таможенном тарифе, действующем в Беларуси с 1 января 2008 года. Таможенный тариф является сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу

Логистика биржевых товаров

Важнейшей особенностью организации биржевой торговли является то, что на бирже оперируют только лишь теми товарами, в которых индивидуальные отличия отдельных предметов относительно качества товара не имеют практического значения

Торговля ведется определённым количеством единиц стандартизированного товара или же ценных бумаг. Товар обязан отвечать особым требованиям:

1) быть качественно однородным;

2) быть определённым по количеству и весу;

3) может быть заменен любым другим товаром из этой же партии.

Использование биржевой логи­стики в биржевой торговле дает очевидные преимущества всем участникам логистической цепочки.

Для продавца это расширение условий продаж и бесплатная рек­лама товара. При этом существует взаимовыгодная возможность соз­дания на зарубежном биржевом складе демонстрационной площад­ки, дегустационного зала, сервис­ного центра и т.п.

Покупатель может в процессе торгов видеть стоимость товара при разных условиях поставки, га­рантированно получить его в стра­не назначения в случае приобрете­ния на условиях DDP, сэкономить на посредниках и рисках колеба­ния цен на транспортные расходы. Одновременно на биржевом скла­де покупатель сможет ознакомить­ся с товаром и провести приемку его качества.

Биржа предоставляет участни­кам торгов новые варианты про­даж, предлагает надежную логи­стику продвижения товаров от продавца к покупателю, предо­ставляет дополнительные реклам­ные возможности, через свои ло­гистические звенья обеспечивает контроль качества биржевых това­ров, в конечном итоге привлекая новых клиентов.

Биржевой перевозчик может ра­ционально спланировать исполь­зование подвижного состава, по­лучить дополнительных клиентов и гарантированную оплату за транспортные услуги. Используя возможности биржи, он повышает свою конкурентоспособность и может организовать эффективную международную рекламу своей компании.

Биржевой склад, получая допол­нительных клиентов, может орга­низовать сопутствующие услуги и логистику доставки реализованных на бирже товаров по стране нахож­дения склада.

III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа выполняется студентами в соответствии с требованиями, предъявляемыми стандартом высшего образования по специальности «Логистика» к дисциплинам специализации, а также базовыми и рабочими учебными планами по специализациям 1-26 02 05 «Логистика»

Целью написания курсовой работы по курсу «Международная логистика» является закрепление и углубление теоретических знаний студентов в области маркетинга и сбыта, практическое изучение особенностей осуществления международной деятельности и логистики предприятий Республики Беларусь при осуществлении экспортной деятельности, взаимодействия с зарубежными партнерами.

В процессе написания курсовой работы студенты должны научиться самостоятельно работать с литературными источниками, обобщать и анализировать теоретический и практический материал по исследуемым проблемам. Одной из основных задач курсовой работы является развитие у студентов способностей анализировать деятельность предприятий по сбыту продукции, выявлять возможные направления ее совершенствования, используя при этом все элементы комплекса маркетинга.

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями методических рекомендаций.

1.ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

1.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы

С целью определения темы курсовой работы следует ознакомиться с перечнем тем, приводимых в настоящих рекомендациях в разделе 2.

Критерии выбора тему курсовой работы:

· Имеющийся опыт разработки данной проблемы или смежных с ней в процессе написания научных работ (курсовых работ, рефератов, тезисов на конференции и т.д.) по другим дисциплинам;

· Актуальность выбранной темы для объекта анализа;

· Связь (если имеется) с практической деятельностью студента заочной формы обучения;

· Достаточная проработка данной темы в отечественной и зарубежной литературе.

Студент по согласованию с руководителем имеет право выбрать тему курсовой работы, не указанную в перечне.

Объектом анализа обязательно должно быть производственное предприятие.

Студент обязан согласовать тему курсовой работы с руководителем. Для этого в установленные сроки студент обязан предоставить руководителю для рассмотрения:

· Примерный план курсовой работы;

· Поставленные цели и пути их достижения;

· Перечень аналитического материала, доступного для студента;

· Описание схемы и методов проведения исследования;

· Список возможных литературных источников по теме

Окончательная формулировка темы курсовой работы определяется исходя из предоставленного материала студентом совместно с руководителем.

Запрещается выполнять курсовые работы по темам, которые не согласованы с руководителем и не утверждены на кафедре.

Дублирование тем курсовых работ у студентов не допускается. Если к определенному сроку студент не выбрал тему, она ему назначается лектором.

1.2 Структура, содержание и объем курсовой работы.

Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, заключения, необходимых для анализа приложений и списка использованных источников.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1, содержание – в соответствии с приложением 2 настоящих рекомендаций.

Во введении курсовой работы обосновывается актуальность исследуемой проблемы, цель работ, предмет и объект исследования.

В соответствии с требованиями главы курсовой работы могут не разбиваться на параграфы.

В первой (теоретической) главе работы студенту, используя литературные источники отечественных и зарубежных авторов обобщить накопленный опыт в области исследования, необходимо раскрыть сущность и содержание исследуемого понятия, определить его место и роль в сфере сбытовой деятельности предприятия.

Во второй (практической) главе работы, которая должна быть написана на материалах конкретного производственного предприятия, студенту необходимо: во-первых, дать краткую организационно – экономическую характеристику объекта анализа (производственного предприятия). Во-вторых, рассмотреть особенности какого-либо элемента сбытовой деятельности, характерные для исследуемого объекта, либо вопросы организации и управления сбытом на производственных предприятиях. Результаты анализа должны быть обобщены в виде таблиц, графиков и соответствующих выводов по исследуемой проблеме.<

Наши рекомендации