Этапы выработки рационального решения
I. На первом этапе путем анализа ситуации в общем виде формулируются проблемы организации.
II. Вторым этапом поиска рационального решения является анализ самих проблем.
III. Третий этап цикла принятия рационального решения состоит в постановке конкретных управленческих задач.
IV. Четвертый этап заключается в определении возможности и целесообразности поиска решения.
V. Пятый этап работы над рациональным решением предполагает определение требования к отбору окончательного варианта.
VI. На шестом этапе цикла принятия рационального решения происходит формулировка его различных вариантов. Они нацелены либо на устранение, ограничение того, что не желательно, но существует, либо на приобретение того, что желательно, но отсутствует.
С точки зрения вариантности выделяют несколько видов решений: безальтернативные, бинарные, многовариантные и инновационные.
VII. Седьмой этап на пути принятия рационального решения состоит в выборе его окончательного варианта.
VIII. Восьмой этап на пути принятия рационального решения заключается в согласовании его основных положений с исполнителями и заинтересованными лицами, т. е. с теми, кого оно непосредственно затрагивает. Это документально закрепляет их обязательства, связанные с выполнением решения, и предотвращает возможные конфликты.
IX. Наконец, на девятом этапе происходит утверждение решения руководством организации или подразделения, которое распоряжается ресурсами, необходимыми для его реализации, и несет персональную ответственность за результаты.
Реализация решения
Требования к методам реализации решений:
1. Способы или методы реализации решения должны быть практически применимыми, определяться его содержанием и объективными условиями работы, а не желаниями руководителей и сотрудников.
2. Другим требованием к методам является экономичность, подразумевающая, что эффект, полученный при реализации решения, будет больше связан с уменьшением этим расходов.
3. Методы реализации решения должны обладать точностью, обеспечивающей соответствие полученного результата тому, что ожидалось.
4. Наконец, методы реализации решения должны быть надежными, допускающими не более чем оговоренное количество ошибок и не создающими ситуаций с повышенным риском.
Успех в деле решения проблем обусловлен влиянием трех групп факторов:
- организационных, к которым относятся:
а) способность организации и работников своевременно перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, приспособиться к ним;
б) своевременность обнаружения и решения проблемы, а также доведение соответствующего задания до исполнителя.
в) на эффективность реализации решения во многом оказывает влияние стабильность функционирования организации, ее устойчивость в отношении разного рода помех, угроз и т. п., создающих возможность отклонений от намеченного пути;
- материальных - наличие необходимых для этого ресурсов — естественных, технологических, информационных и т.п. и возможность свободного маневра ими;
- личных - необходимый уровень квалификации, знаний и опыта, индивидуальные психологические особенности руководителя и сотрудников, их отношение к делу, к своим обязанностям, общий морально-психологический климат в организации.
Тема 11. Стратегия и оперативное управление организацией
Цели организации
Миссия организации
Понятие и виды управленческих стратегий
Типы стратегий
Прогнозирование
6. Планирование: понятие и виды планов
Цели организации
Цель - это идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации.
На формулировку цели влияют:
- характер производственного и кадрового потенциала организации.
- условия ее функционирования.
- взгляды руководства,
- интересы персонала, деловых партнеров, клиентов, местных властей, общества.
В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:
1) выражают философию организации,
2) ориентируют деятельность организации и каждого ее члена,
3) служат критерием выделения проблем, принятия решений и оценки результатов деятельности,
4) сплачивают энтузиастов, побуждают их к активности.
5) оправдывают необходимость и законность существования организации.
Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели отвечают определенным требованиям (требования к целям):
- четкость постановки.
- реальность.
- гибкость, способность к корректировке.
- признание людьми.
- проверяемость.
- взаимная совместимость, непротиворечивость.
Классификация целей организации:
- цели бывают заданными извне (руководство фирмы определяет их для отдельного подразделения) или сформировавшимися внутри организации (цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей);
- стратегическими или тактическими;
- долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными;
- выражаемыми качественно или количественно.
- технологическими, экономическими, производственными, административными, маркетинговыми, научно-техническими, социальными и т. п.;
- направленными на достижение конкретного результата, определенного состояния объекта управления, осуществление той или иной деятельности;
- взаимоисключающими, конкурирующими, дополняющими, безразличными по отношению друг к другу.
Общие цели отражают важнейшие направления деятельности организации в целом.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей.
Если в результате поставленные цели полностью или частично достигнуты, деятельность считается эффективной. Количественно эффективность характеризуется степенью достижения целей, например процентом выполнения плана по производству или реализации продукции.
Условия эффективного достижения целей: заблаговременное создание необходимых организационных и материальных предпосылок, своевременное начало действий, наличие свободы маневра, использование современных средств и методов работы, благоприятный морально-психологический климат.
Миссия организации
Миссия создает у окружающих представление о предназначении организации, ее философии, социальной ответственности перед обществом и своими работниками, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, задачах в области производства, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения конкурентоспособности и т. п.
Миссия создаст основу для формулировки целей организации — общих и специфических, выработки стратегии, распределении ресурсов, ориентации управляющих.
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — это брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
- цель функционирования организации,
- область деятельности организации,
- философия организации,
- методы достижения поставленных целей,
- методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).