Размышления, помогающие нам избавиться от эмоций

Если мы нарушаем наши обязательства и обеты или привязываемся к чему-либо очень прекрасному или притягательному, мы просто подобны мотыльку, соблазнившемуся присутствием масляной лампы. По причине своей привязанности мотылек упадет в пламя масляной лампы и умрет. Если мы позволяем себе привязаться к какому-нибудь приятному объекту, мы ведем себя просто как мотылек и вызываем свою собственную кончину.

Когда ум захвачен инертной массой запутывающих эмоций, мы можем стать привязанными к смутному чувству комфорта и безопасности, которое обеспечивается этим состоянием ума. Погрузиться в его ординарное чувство счастья - это все равно что расстелить сено сверху костра, угли которого еще теплы, и заснуть. Сено кажется очень удобным и нам понравится чувство тепла, от тлеющих углей, но как только мы заснем, сено может вдруг вспыхнуть пламенем и сжечь нас живьем.

Если мы забываем обязательства, которые мы сделали относительно нашего подхода к пище и питью, и мы пьем слишком много алкоголя или едим слишком много мяса, то удовольствие, которое человек испытывает, можно сказать, похоже на удовольствие от лизания меда с лезвия бритвы, чревато опасностью, так как мы, весьма вероятно, порежем наш язык.

Мы можем попытаться подавить могучих врагов, убив их или украв их имущество, но мы никогда не преуспеем в преодолении их всех. Наоборот, мы просто крадем счастье у самих себя, не в течение одной, но в течение неисчислимого множества жизней. Сверх того, заслуга, накопленная в течение многих жизней, на протяжении (?) многих сотен и тысяч эонов, может вся быть разрушена единственным моментом гнева. Поэтому очень важно оставить идею врагов и не думать о них как о чем-либо, что надо разрушить и побороть во что бы то ни стало.

Если пчела становится привязанной к меду, который она делает, она приклеивается к нему, не может освободиться и погибает. Этот пример показывает нам, что случается, если мы позволяем привязаться к обычному счастью и удовольствиям этого мира. Мы прилипаем к циклическому существованию, так что никогда не можем снова освободиться. По этой причине нам следует научиться иметь мало желаний и развить качество удовлетворения и быть довольным тем, что у нас есть.

Эмоция неведения или ментальной тупости, проявляется в форме сна.

Сон - это нечто, что крадет у нас нашу возможность заниматься позитивными действиями. Даже если мы живем сто лет, длинная жизнь по любым стандартам, около половины этого времени проводим в состоянии уподобления трупу - полная потеря времени. Традиционно выделяют около 20 разных ошибок, приписываемых сну, но все они бледнеют перед тем фактом, что когда мы спим, мы не можем практиковать добродетель. Поэтому нам следует стараться спать меньше и посвящать больше нашего времени занятию чем-либо более позитивным.

Другой аспект ментальной тупости - это то, что мы не способны отличить правильного от неправильного. Мы полностью путаем, что есть учения Будды, с тем, что им не является. Это может привести нас к презиранию истинной Дхармы и восхвалению того, что не достоверно, не подлинно. Можно сказать, что такая ошибка сравнима с кем-то, кто не питается, обрезав свой язык. Его действие бессознательно, бессмысленно, он просто лишает себя способа оценивать вкус пищи, когда он ест что-либо.

Если мы слушаем учение о законе причины и следствия, о том, от чего надо отказаться и что принять, о качествах и ошибках в разных аспектах нашей каждодневной жизни, и даже все еще ошибаемся в их истинном значении, наши взгляды становятся противоположны взглядам Будды. Мы превращаем их в их полную противоположность, утверждая, что не истина есть истина, и что истина - то не истина. Если мы упрямо упорствуем в таком неверном истолковании, мы накапливаем очень негативную карму, которую становится невозможно очистить просто признанием. Вот почему мы не можем позволить себе продолжать оставаться под влиянием ментальной тупости или глупости.

Другая эмоция, с которой нам приходится иметь дело - это ревность (зависть). В тексте говорится, что если по причине желания быть лучшим или наиболее важным, мы ведем себя завистливо по отношению к другим, мы подвергаемся риску, например, очернить Бодхисаттву. Поэтому считается, что нет ничего более вредного, чем это во всей вселенной, последствия чего даже хуже, чем последствия, которые появляются от убийства человеческого существа. Чтобы избежать возможности того, чтобы это произошло, мы должны отказаться от любой ревности (зависти) , которую мы имеем по отношению к другим.

Некто, кто принимает монашеский обет, может развить гордость, поздравляя самого себя с тем, что он чист и благодетелен, что он - некто особенный, гораздо лучше, чем обычный человек, который еще прилипает к мирским идеям богатства и изобилия. Любой человек с таким чувством превосходства сделает свое собственное благое поведение нечистым.

Когда мы принимаем обеты и становимся частью монашеского ордена, единственная мысль, которая должна быть в нашем уме - это радостно следовать по следам Будды. Это не должно быть с намерением стать лучше или чище, чем другие. Любой, кто носит монашеские одежды, становится частью Сангхи (*), третьей из трех Драгоценностей.

Нам никогда не следует смотреть сверху вниз на любое существо, потому что хотя их поведение может и не быть внешне совершенным, мы не можем видеть их насквозь и реально понимать их мотивацию или их состояние ума. Это приложимо и к практикующим и к любому другому вообще. Взамен, развивайте чистое видение, искреннее понимание, что все живые существа имеют Будда - природу. Нет причины презирать всякое живое существо и думать о нем как о ничего не стоящем. Даже самое крошечное насекомое имеет Будда - природу и однажды станет просветленным. Важно постоянно тренироваться в этом незаражаемом, незагрязняемом видении, которое глубоко уважает других живых существ.

Говоря в общем. нам следует действительно хорошо культивировать взгляд на самих себя, который считает нас ниже по отношению ко всем другим живым существам. Таким образом, мы никогда не станем жертвой чувств гордости или зависти (ревности).

Эти размышления, предназначенные для того, чтобы поощрить нас покинуть 5 ядов, подводят нас к концу раздела об отказе от эмоций. Методы, очерченные в этой части , используются, главным образом, в традиции шраваков, традиции слушающих.

Наша готовность позволять проходить эмоциям и представление о пространстве и гибкости внутри эмоционального события есть главные качества, которые являются результатом практики отказа от эмоций. Это готовит арену ума для битвы, которая предстоит.

Когда мы начинаем открывать свой интерес к духовным вещам, к нашему разочарованию скоро оказывается, что хотя мы чувствуем притяжение к определенным идеалам, у нас большие трудности оставаться им верными. Это благодаря подавляющему влиянию, которое наши "естественные" тенденции оказывают на нас. Мы обнаруживаем себя ведущими себя плохо, вопреки нашим хорошим намерениям. Это только благодаря тому, что привычка делать хорошо растет также сильно или даже сильнее, чем привычка делать плохо, что наша вновь приобретенная духовная сила начинает чувствоваться.

В данный момент наши внутренние качества приобрели способность влиять на проявления затемнения, как только они появляются в нашем уме. Также как антидот, употребляемый против яда, эти качества могут изменять результаты наших эмоций. Чем более сильно противоядие, тем скорее и вернее подействует оно.

Сначала мы должны обдуманно, неторопливо культивировать эти качества, так как они далеки от естественности для нашего эгоцентричного существования. Но со временем и при наличии терпения, они станут настолько неприступными, что они будут побеждать каждый раз перед лицом наших эмоций.

Чагме Ринпоче рассказывает нам, какие специальные качества наиболее эффективны в нейтрализации каждой из пяти главных эмоций. Как только противоядие известно, для нас остается только применить его и управлять ею (эмоцией).

Книга жизни и практики умирания
Глава IV
ПРИРОДА УМА

Согьял Ринпоче

Наши рекомендации