Коммуникативная организация
В качестве закона коммуникативных технологий следует признать тенденцию опоры при выдаче своих сообщений на уже имеющиеся в обществе коммуникативные потоки. Коммуникация лежит в их основе, поскольку путем внесения изменения в коммуникацию пытаются достичь изменений в поведении за счет произведенных изменений в модели мира человека. Эти переходы можно проиллюстрировать следующим образом:
изменения в коммуникации изменения в модели мире изменения в поведении
Избрав опору на имеющиеся в обществе типы коммуникации, естественным образом мы переходим к следующему шагу — опоре на наиболее эффективные для данной аудитории типы коммуникаторов. Это связано с принятой двухступенчатой схемой коммуникации, когда было обнаружено, что на аудиторию не только и не столько действуют СМИ, как последующее обсуждение их новостей вместе с "лидерами мнений". В этом же смысле используется термин "ключевые коммуникаторы".
Р. Орт предлагает разграничивать "людей престижа" и "ключевых коммуникаторов"*. И те, и другие имеют воз-
* Orth R.H. Prestigious Persons and Key Communicators // Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. — New York, 1982.
действие на публику, но "людям престижа" более свойственна роль "привратников", определяющих, какие новости попадут к аудитории. В то же время "ключевые коммуникаторы" сами воздействуют на население. Поскольку они находятся с населением в постоянном контакте, им лучше известны его желания и интересы. Есть два типа ключевых коммуникаторов: обладающие влиянием в одной сфере, и обладающие влиянием во многих сферах. Последние типажи более характерны для традиционных видов обществ. Список "ключевых коммуникаторов" конкретизируется выбором темы, о которой идет речь. Но при этом для некоторых обществ можно составить список носителей подобного коммуникативного влияния. Например, для Таиланда этот список выглядит следующим образом (по степени важности): монахи, профессионалы, военные, правительственные чиновники, врачи, торговцы. В отличие от старшего поколения, молодежь более внимательно следит за иностранными новостями.
Общие характеристики ключевого коммуникатора могут быть суммированы следующим образом (Р. 343):
• Он более открыт масс-медиа и другим источникам информации, он передает эти новости дальше группе, попутно интерпретируя их.
• Обычно с него начинаются процессы технологических новшеств.
• Он занимает более центральное место в обществе, более четко выражая ценности своей группы. Он в большей степени является частью группы, чем люди престижа.
• В области сельского хозяйства, общественных отношений, медицины его статус выше, чем у других.
• Он, как правило, более образован.
• Он более молод.
Из этого набора признаков следует, что перед нами более молодой член общества, который тем не менее более образован и занимает более высокие позиции. Для поиска ключевых коммуникаторов предлагается следующее:
• Социометрический метод: членов группы опрашивают, к кому они обратятся за советом или информацией.
• Метод ключевых коммуникаторов: экспериментатор опрашивает наиболее информированных членов группы, кого они считают ключевыми коммуникаторами.
• Метод самоопределения: респондент отвечает на набор вопросов, позволяющих определить, является ли он ключевым коммуникатором.
В другой своей работе Р. Орт выделяет ряд характеристик источника сообщения, которые влияют на его эффективность*:
• Близость с получателем информации. Близость оценок важнее близости области, в которой достигается воздействие. В целом, чем ближе источник и получатель друг к другу, тем скорее будет достигнуто изменение получателя. Кстати, по этой причине в теории переговоров одно из первых правил требует демонстрации близости (биографии, интересов, хобби и т.п.) переговорщика с оппонентом.
• Намерение. Если намерение к убеждению явное, аудитория будет относиться к такому сообщению с подозрением. При проведении психологических операций важно помнить, что потребитель информации всегда будет стремиться приписать намерение к воздействию подобных сообщений. Возможной стратегией в этом случае является демонстрация того, что источник относится с симпатией к получателю.
• Противоречие. Оно должно быть таким, чтобы сохранилась возможность для общих действий. Поэтому источник должен находиться в рамках допустимого для получателя информации.
• Достоверность. Источник должен быть достоверным для получателя. Он может быть достоверным для получателя в одной ситуации, но стать недостоверным в другой. Следует анализировать этот феномен только с точки зрения аудитории.
• Экспертиза. Чтобы быть эффективным источник должен обладать экспертными оценками в обсуждаемой области.
В целом процесс коммуникации должен протекать таким образом, чтобы усилить те параметры, которые обладают
* Orth R.H. Source Factors in Persuaion // Ibid.
воздействующей силой на источник. Р. Чалдини рассмотрел такие воздействующие характеристики, как титулы, одежда и атрибуты*. Эксперименты, например, показали, что 95% медицинских сестер автоматически выполнили явно ошибочные указания врача. С точки зрения одежды, то экспериментатор, одетый в форменную одежду, имел больше успеха, когда заставлял окружающих на улице выполнять некоторые свои требования. Например, процент пешеходов, которые подчинились требованиям человека в униформе, составил 92%. В качестве примера атрибута рассматривались престижные автомашины: 50% водителей терпеливо ждали, когда подобная машина тронется с места на зеленом сигнале светофора, в то время как почти все сигналили, когда это же происходило со стоящей перед ними дешевой моделью. То есть в ряде ситуаций человек ведет себя автоматически, не задумываясь, и эти ситуации представляют особый интерес для коммуникатора.
Распространение идей может подчиняться теории диффузии Э. Роджерса**.В соответствии с ней критической точкой распространения становится 5% популяции, но чтобы их убедить, следует достичь своим сообщением 50% популяции. При переходе через 20%, идея живет уже своей жизнью и более не требует интенсивной коммуникативной поддержки.
Э. Роджерс предложил шесть этапов, через которые проходит процесс адаптации идеи:
1. Внимание.
1. Интерес.
3. Оценка.
4. Проверка.
5. Адаптация.
6. Признание.
Э. Роджерс также выделил по отношению к признанию новой идеи или товара следующие пять типов людей:
1. Инноваторы, число которых составляет 2,5%. Они мобильны, имеют коммуникации за пределами локальной культуры, в состоянии признавать абстрактные идеи.
* Чалдини Р. Психология влияния. — М., 1999.
** По Center A.H., Jackson P. Public Relation Practices. — Englewood Clifls, 1990.
2. Ранние адаптеры, составляющие 13,5%. Это респектабельная группа, интегрированная в локальную культуру и представляющая в ней лидеров мнения.
3. Раннее меньшинство, составляющее 34%. Это колеблющиеся. Они принимают новые идеи как раз перед тем, как это сделает средний житель.
4. Позднее большинство, составляющее 34%. Это скептики, принимающие решение после того, как это сделает средний гражданин. Для него важным является давление окружающих.
5. Поздние адаптеры, составляющие 16%. Это традиционалисты Они последними принимают решение и очень подозрительны ко всему новому.
Такое распределение важно для продвижения новых товаров и услуг, поскольку их введение оказывается возможным только с помощью отдельных слоев населения, которые более расположены ко всему новому. Существует также группа людей, принципиально далекая от всего нового.
Необходимо также уделить внимание теории коммуникативных систем как подразделу теории коммуникации. В основе обеих теорий лежит понятие информационной асимметрии, однако его использование различно. Информационная асимметрия вызывает к жизни коммуникацию с тем, чтобы в результате ее прошедшая коммуникация уравняла знания источника и получателя. В принципе о коммуникативной единице мы можем говорить именно в аспекте, когда решение одного индивидуума выполняется другим, то есть когда имеется переход между двумя системами. Коммуникация — это всегда межуровневая передача информации.
В то же время о коммуникативной системе мы говорим как о системе, в которой поддерживается информационная асимметрия. Например, текст является такой замкнутой коммуникативной системой. Его можно рассматривать как определенную аккумуляцию коммуникативных возмущений, благодаря чему в его рамках начинают действовать свои правила поведения.
Коммуникативные системы заинтересованы в средствах создания и поддержания информационной асимметрии. В тексте это будет: разрешенные и запрещенные варианты поведения героев, типичные характеристики героя/антигероя, типичный финал, типичный конец (например, happy end). Текст — это искусственно поддерживаемая асимметрия в рамках определенного пространства. Поэтому исследователи текста придают особое значение понятию его рамок, границ. Потребитель информации заинтересован в информационной асимметрии — ср. возвращение к тому же тексту, перечитывание текста.
Коммуникативные системы можно разделить на монологические и диалогические. В первом случае выработка сообщения происходит в одном месте, для системы наиболее значима "чистота" каналов коммуникации, чтобы сообщение без помех доходило до назначения. Потребитель не имеет права уклониться от выполнения содержащегося в сообщении приказа. Когда сообщение достигает его, за ним следует автоматическая реакция.
Вариантом монологической коммуникации может служить памятник на площади, которому ничего нельзя противопоставить в форме диалога. Поэтому памятник всегда будет сообщением, исходящим от власти. Власть же всегда отдает предпочтение классическому искусству, а не массовому, поскольку оно также более монологично.
В диалогической системе функционирует множество источников, имеющих право на порождение сообщений. В первом случае иерархической коммуникации возникает постоянная потребность в сакрализации источника (лидера, корпуса текстов). Во втором случае более важным становится выработка согласованной реакции. Отсюда ориентация на консерватизм в первом случае и ориентация на инновационный характер во втором. В первом случае на передний план выдвигаются те, кто ближе к источнику, к набору текстов. Это функция интерпретатора (например, классиков марксизма-ленинизма). При неизменности текста его необходимо интерпретировать так, чтобы он соответствовал постоянно изменяющейся действительности. В диалогической системе текст исходно соответствует действительности, поскольку он постоянно изменяется. В одном случае мы имеем неизменный текст, в другом — изменяемый.
Коммуникатор — это специалист по созданию информационной асимметрии, по функционированию коммуникативных систем. "Железный занавес" — один из вариантов фильтра (цензура, теория gatekeeper'a), который позволяет
держать информационную асимметрию в рамках определенного пространства. Коммуникатор заинтересован в долговечности своей информационной асимметрии, чтобы противостоять возмущениям со стороны, поскольку он порождает сообщения в конкурентной коммуникативной среде.
Литература
Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996
Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ро-стов-на-Дону, 1995
Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство — путь к успеху. — СПб., 1997
Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. — М., 1997
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998
Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб., 1997
Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М., 1994
Конеикая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997
КохтевН.Н. Риторика. — М., 1994
Культура парламентской речи. — М., 1994
Леммерман X. Учебник риторики. — М,, 1997
Львов М.Р. Риторика. — М., 1995
Мельник Т.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — М., 1996
Михайличенко Н.А. Основы риторики. — М., 1994
Михальская А.К. Основы риторики. — М., 1996
Михалъская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. — М., 1998
Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. — М., 1996
Почещов Г.Г. Информационные войны. — Киев, 1999
Почепцов Г.Г. Психологические/информационные операции. — Киев, 1999
Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998
Почепцов Г.Г. Теор1я комуткащ. — Кив, 1996
Рождественский Ю.В. Теория риторики. — М., 1997
Рощин С.К. Психология и журналистика. — М., 1989
Сопер П. Основы искусства речи. — Ростов-на-Дону, 1995
Таннен Д. Ты меня не понимаешь! — М., 1996
2 Г. Почепцов
Ушакова Т.Н. и др. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. — М., 1995
Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. — М., 1995
ФрюмшгР., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. — Ростов-на-Дону — Москва, 1997
BignelJ. Media Semiotics. — Manchester etc., 1995
Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. — New York, 1982
Patterson Т.Е. Out of Order. — New York, 1993
Priest S.H. Doing Media Research. — Thousand Oaks etc., 1996
Глава вторая