Убеждение в СМК (ТЕМА 10)
Раздел 4. Эффективность МК.
Тема 9. Аспекты эффективности МК
Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовлетворения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распространения сообщений, восприятие которых дает ряд достаточно типичных эффектов.
Утилитарный аспект. Объект получает удовлетворение от информации, которая помогает ему разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы.
Престижный аспект - удовлетворение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности социальной группы, к которой реально принадлежит или причисляет себя реципиент;
Аспект усиления позиции – удовлетворение от информации, поддерживающей его во мнении по какому-либо спорному вопросу.
Аспект удовлетворения познавательного интереса. Аспект удовлетворения познавательного интереса возникает как необходимый результат познавательной деятельности человека, как следствие желаний быть информированным о событиях в мире. Аспект возникает лишь в том случае, если сообщение содержит элемент новизны: известное познанию не подлежит.
Эмоциональный аспект – удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки;
Эстетический аспект – радость эстетического обогащения;
Аспект комфорта – возникновение психического комфорта, достигаемого восприятием и пониманием юмора, хорошо построенных сюжетных ходов художественного произведения или музыкальной программы, соответствующей настроению.
Общая функциональная эффективность массовых информационных процессов в высшей степени зависит от того, насколько удовлетворяются интересы аудитории реализацией указанных аспектов.
Факторы, необходимые для высокой эффективности МК
1) Необходимость учитывать интересы аудитории Восприятие субъективно: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от интересов, потребностей и т.п.. Массовая коммуникация достигает наиболее эффективного контакта с аудиторией, ориентируясь на психические нужды, связанные с интересами различного характера и различных категорий.
2) Воздействия через психические процессы:
- обострение внимания
- углубление восприятия
- учет закономерностей памяти:
А. Не имея опоры в виде следов эмоциональной памяти, информация быстро стирается.
Б. Процесс узнавания. Этот процесс порождает чувство знакомости, которое служит важной предпосылкой для выработки согласия между коммуникатором и его аудиторией. Применительно к массовым коммуникациям отмеченная закономерность выражает готовность реципиентов к восприятию, пониманию, запоминанию и принятию новой информации, новых выводов, которые доказываются с помощью знакомых факторов или преподносятся известным диктором.
В. Повторение: следы, оставляемые в памяти единичным восприятием мысли, обычно оказываются недостаточными. При повторении происходит более глубокое осмысление информации и как следствие ее запоминание. Однако, повторение в массовой коммуникации полезно до определенного предела, после которого начинается негативная активность реципиентов, направленная на избежание контактов с известной уже информацией.
3) Эмоциональность передаваемой информации. Хроническое состояние острой эмоциональной недостаточности, испытываемое индивидом в современном развитом обществе, ориентируют его на поиск и восприятие яркой, возбуждающей интерес информации Кроме того, сообщение, не затрагивающее чувств людей в ходе его восприятия и понимания, забывается значительно быстрее, чем эмоционально переживаемое.
4) Социальная установка. Установка определяет собой произвольное внимание к информации, исходящей от конкретной газеты, радио- или телевизионной станции, политические, моральные и этические взгляды которых более или менее совпадают с установкой реципиента информации. Ожидая какое-либо событие, подготовившись к его восприятию, люди заранее мобилизуют свое внимание, это обеспечивает эффективное взаимодействие с аудиторией
6) На пути распространения МК по разным каналам существуют определенные барьеры т.е. препятствия, делающие невозможным доступ к определенным средствам. МК, которые влияют на общественное мнение, настроение и активность аудитории.
Виды:
– Физические: пространство, время.
– Социальные (различия в социальном статусе). Через материальные возможности блокируется доступ к определенным средствам МК.
– Гносеологические (познание). Связаны с уровнем IQ и мыслительными способностями.
– Идеологического характера. Доминирующая идеология осуществляет цензуру (внутренне) всего потока информационных сообщений.
– Социально-психологические барьеры – нормы тех социальных групп, куда входит личность.
– психологические процессы и их нарушения (зрением, слуха и т.д.)
Убеждение в СМК (ТЕМА 10)
В психологическом смысле «убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной точкой зрения.
2 вида тактики:
- выстроить ряд веских аргументов – прямой путь
- косвенно ассоциации с чем-то приятным - косвенный
Прямой путь убеждения (Central-route persuasion) - процесс убеждения, при котором заинтересованная аудитория сосредоточивает свое внимание на благоприятных аргументах. Ричард Петти и Джон Качиоппо: есть люди склонные мыслить аналитически, Такие люди полагаются не только на неоспоримость сообщения, но и на свою ответную когнитивную реакцию. Для них важнее не то, насколько убедительны высказанные аргументы, а то, к каким размышлениям они приводят. При этом любое изменение установки с большей вероятностью станет укоренившимся, защищенным и воздействующим на поведение.
Косвенный путь убеждения. (Peripheral-route persuasion) - процесс убеждения, при котором на людей оказывают влияние случайные факторы, такие, например, как привлекательность говорящего. Важнее не логичность сообщений, не собственные размышления, а эмоциональный фон, который возникает у личности.
Слагаемые убеждения
Исследуя прямые и косвенные слагаемые убеждения, социальные психологи выделяют следующие четыре типа: 1) коммуникатор; 2) сообщение; 4) аудитория, т.е. кто, что, кому и как говорит, 4) техника передачи сообщения