Какое из следующих убеждений соответствует реальности, а какое нет? ИУ: LFT - убеждение клиента. РУ: HFT – убеждение клиента.

Оспариваются следующие убеждения:

1.Я умру (сойду с ума и т.п.), если дискомфорт, связанный с Х будет продолжаться.

  1. Есть ли какие-нибудь доказательства истинности Вашего убеждения?
  2. Вы можете доказать, что, если Х произойдет, Вы этого не переживете, т.е. умрете?
  3. Что худшее может произойти, если это случится?
  4. Какие хорошие следствия могут быть у этого события?

2.Я не смогу больше испытывать счастья.

Вы можете доказать, что если произойдет Х, то Вы никогда больше не будете счастливы?

Вспомните о самом тяжелом, из того, что Вам приходилось пережить.

Вы испытывали после этого хоть раз счастье или, по крайней мере, радость?

Что хорошего Вы сможете сделать, если произойдет Х?

Рациональные убеждения.

1. Если фрустрация будет продолжаться, я буду бороться, мне будет трудно, но я не умру, не сойду с ума…

2. Я не утрачу способности быть счастливым, хотя какое-то время эта способность будет снижена.

3. Дискомфорт и фрустрацию имеет смысл терпеть.

Логический вопрос.

Как из того, что Вам будет трудно вынести следствия Х, следует, что Вы этого не вынесете? Из относительного выводится абсолютное.

Прагматический вопрос.

(См. выше)

· Так какое из убеждений ВЫ хотите укрепить, а какое ослабить и почему?

ОСПАРИВАНИЕ ОБЕСЦЕНИВАЮЩИХ УБЕЖДЕНИЙ И УБЕЖДЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ.

Если Х произойдет (или не произойдет), это значит, что я - никчемное существо. Если Х случится, то это ни в коей мере не будет значить, что я - никчемное существо, или ты - никчемное существо, или окружающая действительность – никуда не годится. Я (ты, он) – человек, а совершенных людей нет. Все люди ошибаются и терпят неудачи.

Эмпирический вопрос.

Какое из следующих убеждений соответствует реальности, а какое нет? ИУ: обесценивающее убеждение клиента.

РУ: убеждение, связанное с принятием

Существуют ли доказательства истинности Вашего убеждения?

Если бы с Вашей подругой, дочерью и т.п. произошло Х, означало бы это, что она – неудачница, дура и т.п.?

Можете ли Вы доказать, что одни люди обладают большей ценностью, чем другие? Можете ли Вы доказать, что Ваша ценность определяется Х?

Логический вопрос.

Логично ли убеждение: А – плохо, значит, я плох?

(Нет, т.к. нельзя приравнивать часть к целому, оценивать часть на основе целого).

Прагматический вопрос.

Как Вы думаете, убеждение «Если Х произойдет, это будет означать, что я – последняя дура» способствует достижению Вашей цели?

 

Домашнее задание.

1. Запишите ваше наиболее сильное иррациональное убеждение. Например: «Если я не пройду интервью, и не получу эту должность, это докажет, что я никогда не получу на хорошую работу, что я могу рассчитывать только на низкооплачиваемые должности».

2. Сформулируйте несколько сильных аргументов, оспаривающих это убеждение. Порепитируйте, выберите убедительную, т.е. сильную, интонацию. Запишите Ваши аргументы на диктофон. Например: «Даже, если я провалю это интервью, это будет означать, что у меня не получилось на этот раз. Но из этого факта никак не следует, что так будет всегда, что я никогда не пройдуинтервью успешно. Может быть, меня все равно возьмут на эту должность. Но если нет – я смогу извлечь урок из своих ошибок и представить себя на других интервью гораздо лучше. Так что, пусть не так быстро, как хотелось бы, но все же в конце концов я получу хорошую работу».

Слушайте запись Вашего диспутирования. Дайте ее прослушать другим людям, Вашему терапевту. Повторите диспутирование более решительно и убедительно и снова дайте им прослушать. Так до тех пор, пока и они, и Вы сами не признаете силу и убедительность своих аргументов и не согласитесь с ними внутренне.

Оперантное обусловливание

Чтобы помочь себе находить ежедневно время для диспутирования ИУ, можно использовать методы оперантного обусловливания и самоконтроля (Б. Скиннера). Выберите какое-нибудь приятное для Вас ежедневное занятие, например, чтение, еда, просмотр телевидения, фильмов, встречи с друзьями, фитнес и т.п. Используйте эти занятия в качестве подкрепления. Занимайтесь ими ТОЛЬКО ПОСЛЕ ДИСПУТИРОВАНИЯ. Нет диспутирования – нет и награды. В дополнение Вы можете наказывать себя каждый раз, когда Вы не провели диспутирования. Как? Заставляя себя заниматься тем, что Вам не нравится – есть что-нибудь полезное, но неприятное, подниматься утром на полчаса раньше, в течение часа беседовать со скучным, с Вашей точки зрения, человеком и т.д. Вы можете также договориться с кем-нибудь о помощи в исполнении наказаний или ограничении в удовольствиях. Конечно, можно проводить диспутирование и без самоподкрепления, тогда со временем оно превратится в подкрепление, но все же проще, по крайней мере, на первых порах подкреплять или наказывать себя сразу же после того, как Вы провели диспутирование или отказались от него.

Наши рекомендации