Обобщенная технология работы
Каждой конкретной СУБД присущи свои особенности, которые необходимо учитывать. Однако, имея представление о функциональных возможностях любой СУБД, можно представить обобщенную технологию работы пользователя в этой среде. В качестве основных этапов обобщенной технологии работы с СУБД которая схематично изображена на рис. 5.6, выделим следующие:
создание структуры таблиц базы данных; ввод и редактирование данных в таблицах; обработка данных, содержащихся в таблицах; вывод информации из базы данных.
Рис. 5.6. Схема обобщенной технологии работы в СУБД
Создание структуры таблиц базы данных.При формировании новой таблицы базы данных работа с СУБД начинается с создания структуры таблицы. Этот процесс включает в себя определение перечня полей, из которых состоит каждая запись таблицы, а также типов и размеров полей.
Для каждого поля записи назначается его имя (идентификатор).
Практически все используемые СУБД хранят данные следующих типов:
текстовый (символьный) — для текстовой информации;
числовой — для чисел с возможностью выполнения с ними математических операций;
календарный — для хранения информации о дате и времени;
логический — для хранения одного из двух возможных значений «Истина» («Тruе») или «Ложь» («False»);
примечание — для хранения комментариев.
Некоторые СУБД формируют поля специального типа, содержащие уникальные номера записей и служащие для определения ключа.
СУБД, предназначенные для работы в Windows, могут формировать поля типа объекта OLE для хранения рисунков, графиков, таблиц.
Если обрабатываемая база данных включает в себя несколько взаимосвязанных таблиц, то необходимо определить ключевое поле в каждой таблице, а также поля, с помощью которых будет организована связь между таблицами.
Создание структуры таблицы не связано с заполнением таблиц данными, так что эти две операции можно разнести во времени.
Ввод и редактирование данных.Заполнение таблиц данными осуществляется как непосредственным вводом данных, так и в результате выполнения программ и запросов.
Практически все СУБД позволяют вводить и корректировать данные в таблицах двумя способами:
с помощью предоставляемой по умолчанию стандартной формы в виде таблицы;
посредством экранных форм, специально созданных для этого пользователем.
СУБД, работающие с Windows, допускают введение в созданные экранные формы рисунков, узоров, кнопок. Возможно построение форм, наиболее удобных для работы пользователя, в том числе записей различных связанных таблиц базы данных.
Обработка данных, содержащихся в таблицах.Информация, содержащаяся в таблицах базы данных, обрабатывается посредством запросов или в процессе выполнения специально разработанной программы.
Конечный пользователь получает при работе с СУБД такое удобное средство обработки информации, как запросы. Запрос представляет собой инструкцию по отбору записей.
Большинство СУБД разрешают использовать запросы следующих типов:
запрос-выборка, предназначенный для отбора данных, хранящихся в таблицах, и не изменяющий эти данные;
запрос-изменение, приводящий к изменению или перемещению данных; к этому типу запросов относятся запрос на добавление записей, на удаление записей, на создание таблицы, на обновление;
запрос с параметром, позволяющий определить одно или несколько условий отбора во время выполнения запроса.
Самым распространенным типом запроса является запрос на выборку. В результате выполнения запроса создается таблица с временным набором данных (динамический набор). В записях динамического набора могут присутствовать поля из одной или нескольких таблиц базы данных. На основе запроса обычно строится отчет или форма.
Вывод информации из базы данных.Практически любая СУБД позволяет вывести на экран и принтер информацию, содержащуюся в базе данных, из режимов таблицы или формы. Такой порядок вывода данных представляет собой лишь черновой вариант, поскольку данные выводятся точно в таком же виде, в каком они находятся в таблице или форме.
Каждому пользователю, работающему с СУБД, предоставляются специальные средства построения отчетов для вывода данных. Благодаря этим средствам создания отчетов пользователь получает следующие дополнительные способы вывода данных:
включение в отчет выборочной информации из таблиц базы данных;
добавление информации, не содержащейся в базе данных;
выведение при необходимости итоговых данных на основе информации базы данных;
размещение выводимой в отчете информации в любом удобном для пользователя виде (вертикальное или горизонтальное расположение полей);
включение в отчет информации из разных связанных таблиц базы данных.