Информационное пространство
Уральский Политехнический Колледж
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
РЕФЕРАТ
На тему:
Культура России в конце XX и начале XXI века
Работу выполнил:
Студент II курса
Шабалин Александр Владимирович
Руководитель
Н.В. Березина
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………..3
1.Массовая культура……………………………………………………………………………………..4-5
2. Субкультура………………………………………………………………………………………………..6-8
3.Информационное пространство………………………………………………………………9-12
4. Список литературы……………………………………………………………………………………..13
Введение
Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции. С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры. Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Именно поэтому меня заинтересовала эта тема. Цель моей работы: собрав и проанализировав информацию о культуре прошлых веков и современной культуре, доказать, что, несмотря на появление чего-то нового в культуре, традиции и обычаи играют не мало важную роль в нашей жизни. Задача моего реферата: рассмотреть традиционную русскую культуру; показать, какие традиции унаследовала, современна культура; проследить нынешнее состояние культуры.
Массовая культура
Массовая культура является уникальным социальным феноменом, активно развивавшемся в ХХ веке благодаря появлению новых средств массовой коммуникации. Всепроникающее влияние масскульта объясняется тем, что он незамедлительно реагирует на изменения в социально-политической, экономической сферах, он доступен и понятен большей части общества. Стремительное развитие науки и техники возвысило массовую культуру, преобразовав ее в один из важнейших элементов системы культуры постиндустриального общества. Поэтому в некоторых своих наивысших проявлениях она вполне успешно конкурирует с национальными, а также элитарными культурами т.е. культурами, существование которых не ориентировано на коммерческий успех, чьи образы не являются продуктами постоянного массового потребления. Как следствие массовая культура, представляющая всем желающим реализовать свои даже минимальные творческие потенциалы, стала существенным фактором формирования единого духовного пространства мирового социума в целом и современной России, в частности.
Проблема массовой культуры остается актуальной на протяжении всего последнего столетия. Однако вопрос о массовой культуре остается открытым в силу его противоречивости, неоднозначности, который сам, стремительно развиваясь, трансформируется, открывая исследователям новые грани и явления сложных социокультурных систем. Сложность, значимость проблемы вызывает и неоднозначность подходов, которые проявляются уже в самом рассмотрении сущности массовой культуры. Одни из исследователей обращаются к массовой культуре в контексте анализа массового общества, другие как к одному из результатов научно-технической революции:
- массовая культура – явление культуры ХХ века, порожденное техническим прогрессом, массовым притоком населения в город, разрушением сельских замкнутых общностей;
- массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Оно рассчитано на массовое потребление этой культуры, где массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.
Но все-таки, одним из более интересных следует признать определение Д.Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный человек». Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.
Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX - XX вв., когда произошли существенные изменения в системе ценностей. Человек рубежа веков подвергся мощному воздействию быстро меняющейся среды.
Изменилось мироощущение человека и привычная картина мира, что повлекло за собой инфляцию традиционной системы ценностей. Люди переосмысливали понятия личности, общества, государства, степень обособленности и взаимообусловленности этих категорий.
Изменился темп жизни: получили широкое распространение новейшие технические достижения - телефон, телеграф, радиосвязь. Пресса публиковала подробные сообщения о происходящем в мире, и человек почти помимо воли выходил за рамки узкого мирка локальных (семейных, городских или профессиональных) интересов и взаимоотношений. Расширение потока информации, новые средства транспорта облегчали международные контакты.
Повышение уровня и темпов урбанизации привели к развитию миграционных процессов и социальной мобильности, характерной для индустриального города. Человек почувствовал текучесть, изменяемость мира, динамичность окружающей среды. Это сдвигало границы мира, сужало их, человек становился «гражданином мира» в полном смысле слова.
Субкультура
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Сказывалось и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения. На начальных этапах формирования молодежная субкультура и в России, и за рубежом создавалась как протест противоречиям, возникающим в обществе, а также как протест неспособности традиционной культуры удовлетворить интересы и потребности молодого поколения, обеспечить его самовыражение, самореализацию и право на специфическое мировоззрение. В этом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать как оппозиционную традиционной культуре. Следует отметить, что создание молодежью собственной системы ценностей не означает окончательного отказа от ценностей традиционной культуры, оно лишь отражает специфику взглядов молодых людей на окружающий мир. По мнению Лупандина В. Н., формирование и развитие молодежной субкультуры в странах Запада и в России характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. В частности, бурное развитие молодежной субкультуры в странах Западной Европы на рубеже 60-х - 70-х гг. XX столетия характеризовалось заимствованием элементов североамериканской культуры, а развитие молодежной субкультуры в России сопровождалось заимствованием элементов и североамериканской, и западноевропейской культуры. Особенность отечественных молодежных субкультур, как отмечает Сергеев С. А., состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д.
Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности. Начиная с 90-х гг. XX столетия усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи. По мнению Кофарина Н. В., субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов. Пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она заметно падает. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения. Говоря о становлении современной российской молодежной субкультуры выделим ряд основополагающих факторов, предопределивших ее национальную специфику, а именно:
1.Системный кризис, затронувший социальную структуру российского общества с началом перестройки и переходом к рыночной экономике, способствовал смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Возникшая на уровне массового сознания конкуренция советских, либерально-демократических и так называемых "западных" ценностей стала одной из причин специфического характера культурной самореализации молодых россиян.
2.Коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей "высокой"' культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также отразились на специфике формировании системы установок, ориентации и культурных идеалов российской молодежи.
3.Сокращение программы гуманитарной социализации молодого поколения, подготовка узкоспециализированных профессиональных работников по западному образцу в немалой степени способствовали формированию специфической молодежной субкультуры в различных профессиональных группах российского молодого поколения. Российская Федерация как государство с большим территориальным пространством и многонациональным составом населения характеризуется существенными региональными и национальными отличиями, предопределяющими региональную специфику российской молодежной субкультуры. Таким образом, молодёжную субкультуру России необходимо рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные — формальные или неформальные - структуры. Несмотря на различие в происхождении, молодежь различных социальных групп стоит перед одной и той же проблемой перехода из одной возрастной группы в другую. Молодежь как переходная фаза обладает общими чертами, которые проявляются в различной форме, зависящей уже от социального происхождения, унаследованной культуры родителей или иных значимых для них людей.
Информационное пространство
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.
Например, всемирная информационная паутина - Internet. Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
· информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
· организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
· средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства с европейским и мировым информационным пространством.
Целями формирования и развития единого информационного пространства являются:
· обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией;
· создание и поддержание необходимого для устойчивого развития;
· предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления;
· повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно - политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.
Формирование и развитие единого информационного пространства и соответствующих государственных информационных ресурсов проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно.
Формирование и развитие единого информационного пространства предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектами гражданам.
Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.
Для координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства необходимо разработать комплекс организационных мероприятий. Данный комплекс должен предусматривать установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов. В комплексе мер должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.
Формирование информационного пространства в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности. Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно -телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства.
Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.
Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны. Поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов РБ.
Единое информационное пространство должно стать существенной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества РБ в области информатизации с другими странами и международными организациями.
С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства необходимо создать центры информатизации. Эти центры могут также выполнять на соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно-справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензированию информационной деятельности.
Список литературы
1. История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А. М.: Прогресс 2006
2. Антипов А.Д. История России XX век М.: Эксмо 2000
3. Измаилова Н.Л. Российская культура 20века М.: Прогресс 2005
4. Мамаев К.М. Культурология М.: Эксмо 2007