III. Требования к содержанию и структуре
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО).
1.2. Выполнение учебно-исследовательской работы (проекта) (далее - УИР) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине общеобразовательного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее изучение (далее - УД ).
1.3. Основными документами, непосредственно регламентирующими выполнение учебно-исследовательских работ (проектов), являются: Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).
1.4. Выполнение студентом учебно-исследовательской работы (проекта) осуществляется на этапе изучения УД, в ходе, которой осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении учебных задач.
1.5. Дидактическими целями выполнения учебно-исследовательской работы (проекта) являются следующие результаты:
личностные:
-сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
метапредметные:
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
формирование стратегических исследовательских умений:
- умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной проблемы;
- умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;
- умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме (метафизический горизонт проблемы)
- умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления.
предметные:
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;
- умение работать с разными видами источников информации;
- умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;
-умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;
- умение обрабатывать статистические данные;
тактическими исследовательскими умениями:
-умение быстро ориентироваться при поиске информации;
-умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;
-умение устанавливать причинно-следственные связи;
-умение определять объект, предмет исследования;
-умение выделять цели и задачи;
-умение выдвигать гипотезу;
умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения;
-умение проводить мысленный эксперимент;
-умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;
-умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.
1.6. Количество учебно-исследовательских работ (проектов), наименование УД, по которым они предусматриваются и количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются федеральными требованиями ФГОС СПО. Техникум самостоятельно определяет количество УИР (проектов), выполняемых студентами за весь период обучения, а также перечень УД, в рамках которых выполняются учебно-исследовательские работы (проекты).
II. Требования к выбору тематики учебно-исследовательской работы (проекта):
2.1. Тематика учебно-исследовательского проектирования должна отвечать учебным задачам УД.
2.2. Выбор тематики учебно-исследовательской работы (проекта) может быть индивидуализирован и согласован с профессиональными интересами и способностями студента без снижения общих требований.
2.3. Тема УИР (проекта) может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. В отдельных случаях допускается выполнение УИР (проекта) по одной теме группой студентов.
2.4. Выполненные студентами учебно-исследовательской работы (проекта) хранятся после защиты в учебной части в течение 1 года.
III. Требования к содержанию и структуре
учебно-исследовательской работы (проекта):
3.1. По содержанию УИР (проект) может носить реферативный или практический характер. По объему УИР (проект) должна быть не менее 10 и не более 15 страниц печатного текста. Все приложения к работе не входят в её объем.
3.2. По структуре УИР (проект) реферативного характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель, задачи, объект, предмет исследования, дается характеристика используемой литературы;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- списка использованных источников информации;
- приложения.
3.3. По структуре УИР (проект) практического характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы, объект и предмет, дается характеристика используемой литературы;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
вторым разделом является практическая часть, которая носит аналитический характер. В практической части могут быть представлены расчеты, графики, таблицы, схемы.
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- списка использованных источников информации;
- приложения.
3.4. Учебно-исследовательская работа (проект) имеет следующую структуру:
Титульный лист
Оглавление
Введение (объем 1-2 страницы)
Введение:отражает актуальность, цель, задачи, объект, предмет работы, глоссарий;
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых методиках;
- потребностью практики;
Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию или необходимость разработки проекта.
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).
Цель исследования — практикоориентированный результат деятельности учащегося (при практическом характере работы).
Цель исследования — выполнение анализа уровня исследования вопроса в деятельности учащегося (при реферативном характере работы).
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. В работе может быть поставлено несколько задач.
Основная часть ( 8-10 страниц) должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения УИР (проекта). Она включает 1- 2 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на параграфы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы УИР (проекта) должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач УИР (проекта). Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании УИР (проекта) быть не должно.
Главы основной части УИР (проекта) могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для УИР (проекта) является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части УИР (проекта) ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
Заключение(1-2 страниц)
В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенной работы, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования.
Список использованных источников информации(1-2 страница)
Отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Учебно-исследовательская работа (проект) должна иметь не менее 8-10 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.
Приложения.Представляются протоколы исследования, конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, и т.д. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12, интервалом 1.
IV. Организация выполнения учебно-исследовательской работы (проекта):
4.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения учебно-исследовательской работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей УД.
4.2. Основными функциями руководителя УИР (проекта) являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения УИР (проекта);
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы, справочников и других источников по теме;
- контроль хода выполнения УИР (проекта);
-- подготовка письменного отзыва на УИР (проект).
4.3. В соответствии с рабочей программой УД определяется следующий алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы (проекта):
- определение задания на выполнение УИР (проекта), его обсуждение с руководителем;
- изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации;
- обоснование актуальности темы УИР (проекта);
- определение структуры УИР (проекта);
- анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изученного вопроса, проблемы, выполнения проектного задания;
- поиск, анализ и обобщение опыта разработки проблемы, задания;
- написание введения, теоретической части УИР (проекта);
- предзащита учебно-исследовательской работы (проекта);
- составление списка использованной литературы;
- подготовка и оформление приложений, титульного листа, подготовка к публичной защите УИР (проекта);
- защита учебно-исследовательской работы (проекта).
4.4. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей УИР (проекта), даются ответы на вопросы студентов.
4.5. По завершении студентом УИР (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
4.6. Письменный отзыв должен включать:
- заключение о соответствии УИР (проекта) заявленной теме;
- оценку сформированных общих компетенций;
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости УИР (проекта);
- оценку УИР (проекта).
4.7. Учебно-исследовательская работа (проект) оценивается по пятибалльной системе.
Положительная оценка выставляется при условии успешной защиты УИР (проекта). Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по УИР (проекту), предоставляется возможность доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
V. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы:
5.1. Для оформления документации по курсовой работе утверждаются следующие формы, согласно приложениям:
- Заявление согласно приложению 1.
- Титульный лист учебно-исследовательской работы (проекта) оформляется согласно приложению 2.
- Оглавление оформляется согласно приложению 3.
- Отзыв выполняются по форме согласно приложению 4.
- Разъяснения по оформлению списка использованной литературы (приложение 5).
5.2. Учебно-исследовательская работа (проект) выполняется на компьютере в одном экземпляре, и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги следующим образом:
- размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм)
- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.
- ориентация: книжная
- шрифт: Times New Roman.
- кегель: - 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках, таблицах
- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках
- расстановка переносов – автоматическая
- форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»
- цвет шрифта – черный
- красная строка – 1,25 см
5.3. При нумерации страниц УИР (проекта) выполняются следующие требования:
- Нумерация страниц производится, начиная с 3-й страницы (с введения). На титульном листе и листе с оглавлением страницы не выставляются.
- Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
- Нумерация страниц производится последовательно, включая введение, I и II главы, заключение, список использованной литературы.
- В УИР (проекта) приложения объемом больше 10 -15 листов оформляются отдельно.
5.4. При оформлении УИР (проекта) заголовки должны соответствовать следующим требованиям:
- Пункты плана (заголовки) в УИР (проекте) выделяются жирным шрифтом.
- Заголовки выравниваются по центру.
- Точка в конце заголовка не ставится.
- Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.
- Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
- Каждую главу необходимо начинать с новой страницы, а параграфы располагаются друг за другом по тексту.
Образцы