Публицистический стиль
Публицистическийстиль характеризуется многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили:
- газетно-публицистический (язык газеты);
- агитационный (воззвание, призывы, листовки, прокламации и т. д.);
- официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.);
- массово-политический.
Жанрами публицистического стиля являются выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.
Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности:
- радиопублицистика,
- кинопублицистика,
- телепублицистика.
Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь, – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи.
Публицистический стиль выполняет две основные функции – информационную и воздействующую. Информационная функция неотделима от функции воздействия.
Важнейшими лингвистическими признаками публицистического стиля является тесное взаимодействие выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.
Лексика:
1) использование разговорных слов и выражений (орава (вместо «толпа»),
загораться (вместо «увлекаться»));
2) типичные газетные обороты речи (выйти на передовые рубежи, ветера
ны труда);
3) общественно-политическая лексика (общество, свобода, приватизация, гласность, демократия);
4) новые понятия, слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе (финансовое оздоровление, альтернативные выборы, новое политическое мышление);
5) научная терминология, выходящая за рамки узкоспециального употребления (принтер, дефолт, холдинг, инвестиция);
6) речевые стандарты, клише (работники бюджетной сферы, коммерческие структуры);
7) употребление социально окрашенных слов-синонимов (политика агрессии и провокаций, пиратский курс);
8) сочетание слов, несовместимых по своей семантике или стилистической окраске (проповедник кнута, апостол невежества).
Морфология:
1) отвлечённые существительные с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие
(личность, сотрудничество, осуждение);
2) образования с русскими и старославянскими приставками (межпартийный, всеобщий, сверхмощный);
3) словообразовательные суффиксы -а-ция, -ра, -ист, -ант (диверсант, расист);
4) иноязычные приставки – обычно в словах общественно-политического
характера анти-, архи-, де-з-, контр-, про-, пост-, транс- (антифашист, посткомммунистический, гиперинфляция);
5) образования с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- (бытовщина, ультраправый, важничать);
6) сложные слова (взаимовыгодный, добрососедский, многосторонний), аббревиатуры (АО, СНГ, ОМОН);
7) страдательный залог глагола (Пакистан относится);
8) страдательные причастия прошедшего времени глагола (меры приняты, переговоры завершены).
Синтаксис:
1) монологическая речь, диалог, прямая речь;
2) приёмы экспрессии: необыкновенный порядок слов (инверсия), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения;
3) односоставные предложения – номинативные, неопределённо- и обоб-
щённо-личные, безличные (Нам сообщают);
4) важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки и зачины
(Изыскать резервы!).
Синтаксис рекламных текстов прост, в нём используются номинативные, неполные предложения, часты обращения, побудительные конструкции, однородные члены, характерно употребление вопросительных и восклицательных предложений.
Публичная речь
Публичная речь– это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.
Учёный – лингвист В.В. Виноградов писал: «Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно – бытового или гражданского «действа».
Различают:
академическое красноречие | |||||||||
доклад | научный обзор | вузовская лекция | научно-популярная лекция | научное сообщение | |||||
судебная речь | ||||||
прокурорская (обвинительная) | адвокатская (защитника) | |||||
социально-политическая речь | |||||||||
доклад на съезде, совещании, собрании, конференции | парламент-ская | митинго-вая | диплома-тическая | военно-патриоти-ческая | |||||
Особенности публичной речи:
- наличие обратной связи (наблюдение за аудиторией и в соответствии с её реакцией корректирование своей речи);
- устная форма общения;
- сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением (устный текст готовится с учётом его произнесения);
- использование различных средств общения (вербальные и паралингвистические (невербальные: интонация, громкость, темп и т.д.) средства коммуникации).