Построение диаграмм и графиков

Одна из важнейших особенностей ЭТ — возможность визуализации исходных данных и результата их обработки. Для визуализации данных применяются диаграммы различного вида. Построение диаграмм проще всего осуществить с помощью Мастера диаграмм (значок

на панели задач). Построение разбивается на несколько этапов:

1. Ввести исходные данные

2. Выделить диапазон ячеек с данными и вызвать Мастер диаграмм

3. Задать тип диаграммы и её вид внутри выбранного типа

4. Подтвердить выбор диапазона данных

5. Ввести нужные элементы оформления: заголовки, подписи и т. п.

6. Выбрать место размещения диаграммы: на текущем или на новом листе.

Рассмотрим несколько наиболее важных типов диаграмм.

 График Используется для отображения одной или нескольких зависимостей вида y=f(x). Разные графики можно выводить различным цветом, подбирать разные типы линий, наносить различные маркеры точек.

 Круговая диаграмма Показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Всегда отображается только один ряд данных. Такой тип диаграммы целесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важный элемент.

 Кольцевая диаграмма Как и круговая диаграмма, кольцевая диаграмма показывает отношение частей к целому, но этот тип диаграммы может включать несколько рядов данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме соответствует одному ряду данных.

 Диаграмма с областями Подчеркивает изменение с течением времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.

 Гистограмма Позволяет представить изменение данных на протяжении отрезка времени. Диаграммы этого типа удобны также для наглядного сравнения различных величин. Ось категорий в гистограмме располагается по горизонтали, ось значений — по вертикали. Такое расположение осей подчеркивает характер изменения значений во времени.

Линейчатая диаграмма Позволяет сравнивать отдельные значения. Ось категорий расположена по вертикали, ось значений — по горизонтали. Это позволяет обратить большее внимание на сравниваемые значения, чем на время.

Биржевая диаграмма Диаграмма «максимальный–минимальный–закрытие» часто используется для демонстрации цен на акции. Этот тип диаграммы также может быть использован для научных данных с указанием погрешности измерений, например для отображения изменений температуры. Для построения этой и других биржевых диаграмм необходимо расположить данные в правильном порядке (как на рисунке слева) и тогда получим диаграмму (рисунок справа).

Есть и другие типы диаграмм, предназначенные для решения специфических задач из различных областей науки и бизнеса.

Решение уравнений

В MS EXCEL имеется средство для решения нелинейных уравнений одной переменной. Для решения уравнения его вначале приводят к виду f(x)=0. Затем левую часть уравнения записывают в виде формулы в ячейку ЭТ, а в другую ячейку заносят начальное значение для поиска корня. Причём, в формуле вместо переменной «x» должен использоваться адрес ячейки, содержащей начальное приближение. Затем нужно обратиться к пункту меню «Сервис\ Подбор параметра» и указать нужные значения в диалоговом окне.

Элементы СУБД

ЭТ можно использовать, как простейшие базы данных. Для этого таблицу оформляют в виде списка. У списка каждый столбец (поле БД) должен иметь заголовок (имя поля). Список не должен содержать пустых строк и столбцов. В то же время он должен быть отделён от остальной части рабочего листа пустой строкой и пустым столбцом. Над БД можно производить следующие простейшие операции:

1. Сортировка — изменение взаимного расположения строк таблицы (записей БД) в соответствии с возрастанием или убыванием значений одного или нескольких из полей. Для этого нужно сделать активной одну из ячеек списка и обратиться к пункту меню «Данные\ Сортировка». Затем следует выбрать поле для сортировки и определить направление: по возрастанию или по убыванию. Возможность сортировки по нескольким полям используется в том случае, когда в сортируемом поле имеются одинаковые значения. Указание вторичного поля для сортировки означает, что если значения в первом поле совпадают, то строки будут расставлены в соответствии со значением во втором поле. Аналогично с третичным полем сортировки.

2. Автофильтр — возможность выбора из БД только тех записей, которые удовлетворяют некоторым условиям, налагаемым на значения полей. Остальные записи временно не отображаются, но не удаляются из списка. Установка автофильтра производится в пункте меню «Данные\ Фильтр\ Автофильтр». В появившихся у каждого поля БД выпадающих списках можно задавать ограничения на значение столбцов (наиболее мощные возможности в пункте «Условие…»). Для возврата к полной таблице нужно в выпадающем списке каждого столбца, для которого задавался фильтр, выбрать вариант «Все».

3. Расширенный фильтр — при его использовании условия отбора записей задаются в отдельном списке на текущем рабочем листе — диапазоне критериев. Этот диапазон должен располагаться либо над, либо под БД и отделяться от неё как минимум одной пустой строкой. Начинается этот диапазон со строки заголовков полей БД, причём заголовки могут повторяться и не обязательно должны присутствовать все. Ниже задаются условия отбора по следующему правилу: если условия задаются в одной строке, то они считаются объединёнными операцией «И», а если в разных — то операцией «ИЛИ». После задания условий отбора нужно зайти в меню «Данные\ Фильтр\ Расширенный фильтр» и задать адреса сформированных диапазонов. Например, пусть требуется выбрать из БД коричневые компьютерные столы, цены которых лежат в диапазоне от $70 до $150, или все синие стулья. В этом случае можно задать такие условия отбора: Наименование товара Цена Цена Цвет Заголовки полей Стол >=70 <=150 коричневый Условия Стул синий Условия Фильтрация происходит после обращения к пункту меню «Данные\ Фильтр\ Расширенный фильтр» и указания исходного диапазона данных (списка) и диапазона критериев. Отказаться от фильтра можно командой «Данные\ Фильтр\ Отобразить всё». 4. Форма представляет собой диалоговое окно, предлагающее удобный способ ввода и отображения сразу целой записи в списке. Использование форм особенно выгодно в том случае, когда запись в БД содержит большое количество полей и не умещается на экране целиком. Формы могут быть использованы для поиска, добавления и удаления записей. Для работы со списком в виде формы следует выбрать пункт меню «Данные\ Форма…». В появившемся диалоговом окне можно вводить и просматривать записи БД. Также имеется возможность по кнопке «Критерии» задавать условия отбора для записей БД.

Наши рекомендации