Информационные системы (ИС)
Одновременно с широким использованием новых информационных технологий появилось понятие "информационная система" (ИС).
Система информационная - Information System-(Система информационная автоматизированная - Computer-based Information System) - комплекс вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, лингвистических средств и информационных ресурсов, который обеспечивает их сбор, хранение, актуализацию, распространение и обработку в целях поддержки какого-либо вида деятельности.
Следовательно, под системой понимают набор взаимосвязанных компонентов, функционирующих совместно для достижения определённой цели. Для описания системы используют такие понятия, как:
· структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);
· входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею);
· законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);
· цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).
К настоящему моменту обработка экономической информации выделилась в отдельное самостоятельное научно-техническое направление, характеризующееся огромным разнообразием идей и методов. При этом отдельные элементы процесса обработки информации достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система".
Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо реального экономического объекта.
Основная роль экономической информационной системы заключается в организации хранения и передачи информации. Следовательно, реализация функций информационной системы невозможна без ориентированной на неё информационной технологии.
Экономическая информационная система имеет в своей основе два компонента: систему и информацию.
Система может быть определена как комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое.
Информация может быть определена как различного рода новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.
Под управлением понимают изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели.
Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями.
С позиций кибернетики такой процесс трактуется, как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, и может быть представлен в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и аппарат управления.
Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
· сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;
· анализа полученной информации и сравнения текущего состояния объекта с желаемым;
· выработки управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
· передачи управляющего воздействия объекту.
На рис.2.1 представлен пример системы управления экономическим объектом.
Рис. 2.1.Структура системы управления экономическим объектом
Как видно из рисунка, управление основано на получении, переработке и использовании информации, которая циркулирует в каналах связи системы управления.
Информация о внешней среде — нормативно-законодательная информация, создаваемая государственными учреждениями, информация о конъюнктуре рынка, создаваемая конкурентами, поставщиками, потребителями.
Потоки управляющей информации, направляемой от субъекта к объекту управления, и учётно-отчётной информации о достигнутых показателях в обратном направлении, представляют собой информационные связи между субъектом и объектом управления.
Эффективность управления достигается с помощью обратной связи — получения информации о текущем состоянии управляемого объекта. На основе анализа потоков информации принимаются соответствующие управленческие решения.
Исходящая информация предназначена для других объектов экономики, вышестоящих организаций: отчётная финансовая информация — для государственных органов, инвесторов, кредиторов и т.д.; маркетинговая информация — для потенциальных потребителей.
К базовым элементам, на которых строится система управления организации (рис.2.2), можно отнести:
· цели и стратегии;
· бизнес - процессы;
· организационную структуру (структура управления);
· способы взаимодействия (потоки и коммуникации);
· регламенты и мотивацию (сотрудники).
Задача развития системы управления, повышения её эффективности и всего бизнеса в целом заключается в поддержке каждого её элемента в требуемом состоянии.
Взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели составляет информационную систему (ИС).
С развитием компьютерных технологий менялся смысл, вкладываемый в понятие информационной системы. Современная информационная система — это набор информационных технологий, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающего три основных процесса: обработку данных, управление информацией и управление знаниями. В условиях резкого увеличения объёмов информации переход к работе со знаниями на основе искусственного интеллекта является альтернативой информационного общества.
С позиций управления информационная система (ИС) — это организационно-упорядоченная, взаимосвязанная совокупность средств и методов ИТ, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Рис. 2.2.Базовые элементы системы управления организацией
Внедрение информационных систем повышает эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счёт не только обработки и хранения информации, автоматизации рутинных работ, но и принципиально новых методов управления.
Последние основаны на моделировании действий специалистов при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т. п.), использовании современных средств телекоммуникации (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей.
Основные способы построения ИС:
· разработка системы "под себя";
· использование прототипов - вместо полной системы создаётся прототип, отвечающий основным потребностям пользователей:
o определение основных запросов;
o создание рабочего прототипа;
o использование рабочего прототипа;
o пересмотр и улучшение прототипа;
o работа с окончательной версией прототипа;
· использование готовых решений - рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса;
· использование услуг сторонней организации для передачи функций управления ИС - организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.
Плюсы:
· гарантийное качество обслуживания;
· экономия денежных средств;
· человеческие ресурсы.
Минусы:
· не дёшево;
· утечка информации;
· зависимость;
· потеря контроля за ИТ.
По сфере применения информационные системы классифицируются следующим образом:
· ИС для научных исследований;
· ИС автоматизированного проектирования;
· ИС организационного управления.
Научные ИС используются для автоматизации научной деятельности, анализа статистической информации, управления экспериментом. ИС автоматизированного проектирования применяют для:
· разработки новых изделий и технологий их производства;
· различных инженерных расчётов;
· создания графической документации (чертежей, схем, графиков и т. д.);
· моделирования проектируемых объектов.
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного аппарата. К ним относятся ИС управления как промышленными предприятиями, так и непромышленными объектами (банками, биржами, страховыми компаниями, гостиницами и т. д.) и отдельными офисами (офисные системы).
ИС управления технологическими процессами создают для автоматизации различных технологических процессов.