Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов
• Методологические принципы исследования конфликтов
• В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на семь философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать пять методологических принципов самой конфликтологии:
1) междисциплинарность;
2) преемственность;
3) эволюционизм;
4) личностный подход;
5) поиск скрытого содержания конфликтов.
• Методологические принципы исследования конфликтов
- Принцип междисциплинарности. Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследований, используемых во всех отраслях конфликтологии. Это многократно повысит эффективность работы специалиста.
(Всего конфликтологию изучают 16 наук. Основные из них: психология, политология, социология, философия, правоведение, педагогика,, математика, социбиология, искусствоведение, исторические науки, военные науки, политические науки.)
• Методологические принципы исследования конфликтов
2. Принцип преемственности. Этот принцип требует максимального полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет.
Важной стороной этого принципа является необходимость знания российскими конфликтологами истории, в первую очередь российской, а уж затем зарубежной конфликтологии.
По масштабам разрушительных последствий конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты другие по сравнению с западными. Для их объяснения нужны другие, отечественные, а не западные теории.
• Методологические принципы исследования конфликтов
3. Принцип эволюционизма. Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному их регулированию.
Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутри личностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества.
• Методологические принципы исследования конфликтов
• 4. Принцип личностного подхода. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Применительно к конфликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней.
Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности.
Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.
• Методологические принципы исследования конфликтов
• 5. Принцип скрытого содержания конфликтов. Данный принцип ориентирует конфликтолога на то, чтобы при анализе конфликта он не ограничивался изучением только доступной, лежащей на поверхности информации. Важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтного противодействия.
Поиск скрытого содержания означает:
- необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов;
- важно обнаруживать осознаваемые, но скрываемые, маскируемые, часто основные цели, которые люди преследуют в конфликтах;
- необходимо находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом, постоянно продвигаться в бесконечном процессе углубления и расширения знаний о конфликтах.
• Динамическая модель конфликта
• Динамика конфликтавключает в себя понятия этапов конфликта и его фаз.
• Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса.
• Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:
• Первый: предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).
• Второй: инцидент.
• Третий: эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие.
• Четвертый: сбалансированное противодействие.
• Пятый: завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта.
• Шестой: послеконфликтная стадия.
• Динамическая модель конфликта
• Первый этап
• Конфликтная ситуация развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.
• Конфликтная ситуация характеризуется (по Козыреву Г.И.) неудовлетворенностью и социальной (или психической) напряженностью.
• (При конфликтной ситуации происходит трансформация субъективно объективных отношений в субъективно субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия)
• Социальная напряженность (по Дмитриеву А.В.)эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени.
• Социальная напряженность приводит к:
• - накоплению недовольства,
• - росту агрессивности,
• - нарастанию психологической усталости и раздражительности.
• Динамическая модель конфликта
• Второй этап
• Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников.
• Какие бывают инциденты?
• Инцидент информационныйсобытие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.
• Инцидент деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. (по С.М. Емельянову это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта).
• Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности (как пишет М.С. Мириманова).
• Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).
• Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается.
• Динамическая модель конфликта
• Третий этап
• Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
• Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон).
• (Схимогенез – это изменение индивидуального поведения в результате накопленного опыта взаимодействия оппонентов)
•
• Различают два варианта схизмогенеза:
• - дополнительный - взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона);
• - симметричный - схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).
• Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• 1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов.
• Механизм искажения информации
• Искажение информации – одна из основных причин возникновения конфликтов. Существуют следующие факторы искажения информации, как психологическое заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение и конформизм.
• А) Психологическое заражение
• Психологическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Примером психологического заражения может служить поведение болельщиков, присутствующих на футбольном матче. Заражению подвергаются люди, находящиеся в толпе. Основные характеристики этого явления:
• Эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей.
• Происходит на бессознательном уровне.
• Особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике.
• Происходит как на уровне больших, так и малых групп.
• Кроме заразительного смеха могут быть заразительны злость и другие эмоции.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• Б)Внушение
• Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок. Под действием внушения воспринимаемая человеком информация может преломляться до неузнаваемости: белое становится черным, а черное - белым. Вот основные характеристики этого явления:
• Может быть индивидуальным или групповым.
• Происходит на осознанном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения.
• Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как его собственные.
• В)Подражание
• “В явлениях подражания, есть нечто таинственное, какое-то притяжение, которое лучше всего можно сравнить с неотразимым и всемогущим инстинктом, побуждающим нас, почти без нашего сознания, повторять те действия, которых мы были свидетелями, и которые очень сильно подействовали на наши чувства и воображение.
• Подражание может проявляться, как слепое копирование поведения, жестов, интонации, а
может носить характер сознательного, мотивированного подражания.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• Г) Соревнование.
В соревновании главным источником активности является состязательный дух, стремление человека к личной победе либо к победе коллективной, которая складывается из личных успехов каждого участника. Соревнование дает возможность человеку почувствовать и критически оценить свои сильные и слабые стороны, понять пределы своих личных возможностей.
Основными чертами соревнования являются следующие характерные его особенности:
• Свойство людей сравнивать себя с другим человеком.
• Желание быть “не хуже других”.
• “Не ударить в грязь лицом”.
• Напряжение умственных, эмоциональных и физических сил.
• Стимул развития.
• Соперничество: у мужчин в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• Д) Убеждение
Ошибкой было бы считать, что чем больше мы говорим, тем вернее убеждаем. Убеждать человека не значит спорить с ним. По словам Ларошфуко: “Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку принципиальности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать”.
Отличительные черты убеждения:
• Аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.
• Действительно тогда, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.
• Сила убеждения будет зависеть от того, насколько понятна позиция убеждаемого человека, его мотивы. Чтобы понять это, надо постараться взглянуть на вещи глазами собеседника, проявить сочувствие к его желаниям и переживаниям.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• Конформность – приспособляемость субъекта под индивидуальные, групповые, социальные феномены, которые проявляются в трансформации его актов поведения, социальных установок и сказываются в разделении им тех или иных идей другого индивида, группы, общества, класса, клана .
Выделяют три типа конформизма:
1. “Майский жук – Дюймовочка”. Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверили, что она не красива, так как не похожа на жука.
2. “Защита”. В этом случае человек ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.
3. “Новое платье для короля”. В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет “выделяться” из-за нежелания нарушить единодушие группы.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• Искажение восприятия собственной стороны:
• - мотивация рассматривается как социально приемлемая,
• - действия как справедливые,
• - позиция как нормативная, целесообразная,
• - операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать,
• - восприятие самого себя происходит с преобладанием белых
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• Искажение оценки оппонента происходит по следующим направлениям:
• - мотивы расцениваются как подлые и низменные,
• - действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,
• - позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,
• - операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,
• - восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• 2. Рост эмоционального напряжения.
• 3. Переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику.
• 4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако, по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• 5. Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия.
• 6. Потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником.
• 7. Расширение социальных границ конфликта за счет увеличение числа участников.
• 8. Переход от мягких тактик противостояния к жестким.
• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)
• Причины остановки эскалации:
• - одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;
• - первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;
• - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;
• - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;
• - наступает мертвая точка в противостоянии.
• Динамическая модель конфликта
Четвертый этап
Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.
Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию.
Причины возникновения мертвой точки в конфликте:
- провал тактики противостояния;
- истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);
- потеря социальной поддержки;
- неприемлемые затраты.
Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
Пятый этап
Завершение конфликта.
В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта.
• Однако многие авторы используют и другие понятия. Которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например «затухани». «преодоление», «пресечение», «саморазрешение», «угашение», «урегулирование», и др.
• Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения.
• Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам.
• Основными формами завершения конфликта являются:
• - разрешение;
• - урегулирование;
• - устранение;
• - перерастание в другой конфликт.
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
• Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
• Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
• Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций. Которые они отстаивали в конфликте.
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
• Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Её участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.
• При завершении конфликта не всегда разрешаются лежащие в его основе противоречия:
• - только около 62 % конфликтов между руководителями и подчиненными разрешаются или урегулируются;
• - в 38 % конфликтов противоречия не разрешаются или обостряются. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6 %), перерастает в другой (15 %) или устраняется административным путем (17 %).
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
• Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую.
• Затухание конфликта обычно происходит в результате:
• - потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);
• - переориентации мотива, переключения на другие, неотложные дела;
• - истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
• Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «не конструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
• Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:
• - изъятие из конфликта одного из оппонентов;
• - исключение взаимодействия оппонентов на длительное время;
• - устранение объекта конфликта.
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
• Перерастание в другой конфликт происходит тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
• Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.
• Исходами конфликта могут быть:
• - устранение одной или обеих сторон;
• - приостановка конфликта с возможностью его возобновления;
• - победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);
• - деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
• - согласие о правилах совместного использования объекта;
• - равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
• - отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;
• Альтернативное определение таких объектов. Которые удовлетворяют интересы обеих сторон.
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
Основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.
- прекращение противодействия;
- устранение травмирующих факторов;
- достижение цели одной из конфликтующих сторон;
- изменение позиции оппонента;
- формирования навыков активного поведения оппонента в аналогичных ситуациях в будущем.
• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)
• Успешное завершение конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие на этот процесс. К ним относятся следующие:
• 1) время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений;
• 2) третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают решать проблему;
• 3) своевременность: стороны приступают к разрешению конфликтов на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, чтобы договориться;
• 4) равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям, то они должны искать пути к мирному решению проблемы;
• 5) культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта.
• 6) единство ценностей: наличия согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение;
• 7) опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного оппонента, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;
• 8) отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия.
• Еще одно немаловажное условие – выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.(На следующем занятии)
• Динамическая модель конфликта
• Шестой этап
• Послеконфликтная стадия состоит из двух фаз:
• - частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;
• - полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.
• На этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт. Последствия конфликта важны для всех.
• Фазы конфликта
• Схематично течение конфликта можно отразить
• следующим образом:
• 1. Начальная фаза.
• 2. Фаза подъема (1),
• 3. Пик конфликта (2),
• 4. Фаза спада (3).
• Фазы могут повторяться циклически: 1-2-3 1-2-3 1-2-3
•
• Возможность разрешения конфликта:
• - начальная фаза 92%,
• - фаза подъема - 46%,
• - пик конфликта - 5%,
• - фаза спада - 20%.
• Диагностическая модель конфликта Гринхелга
• Диагностическая модель конфликта Гринхелга
(продолжение)
• Стратегии выхода из конфликта
• Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.
• «Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками» (А.В. Дмитриев, 2000 г.).
• Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе.
Выделяют пять основных стратегий:
- соперничество (конкуренция);
- компромисс;
- сотрудничество;
- избегание;
- приспособление (К. Томас, 1972 г.).
• Факторы, влияющие на выбор
стратегии
• Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов.
Какие это факторы:
- личностные особенности оппонента;
- уровень нанесенного оппоненту ущерба;
- наличие ресурсов, статус оппонента;
- возможные последствия конфликта;
- значимость решаемой проблемы для обеих сторон;
- длительность конфликта и др.
• Стратегия «соперничество»
Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
Соперничество оправдано в случаях:
- явной конструктивности предлагаемого решения;
- выгодного результата для всей организации;
- важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию;
- отсутствия времени на уговоры оппонента.
• Стратегия «компромисс»
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.
• Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавших требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.
Компромисс эффективен в следующих случаях:
- понимания оппонентом, что он и его соперник обладают равными возможностями;
- наличие взаимоисключающих интересов;
- удовлетворение временным решением;
- угрозы потерять все.
Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.
• Стратегия «сотрудничество»
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте.
• Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.
Сотрудничество наиболее эффективно в следующих ситуациях:
- сильной взаимозависимости оппонентов;
- важности решения для обеих сторон;
- непредубежденности участников конфликта
• Стратегия «избегание»
Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат. Оппонент переходит к этой стратегии после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. (Собственно разговор идет не о разрешении конфликта, а о его затухании). Уход может бать вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт.
Избегание применяется:
- при отсутствии сил и времени для решения противоречия;
- стремление выиграть время;
- наличие трудностей в определении линии своего поведения;
- нежелании решать проблему вообще.
• Стратегия «приспособление»
Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.
Принять такую стратегию вынуждают следующие мотивы:
- осознание своей неправоты;
- необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него;
- незначительность проблемы.
Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.
(В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д: Дай Дорогу Дураку»)
• Способы разрешения конфликта
Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта:
Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не подавления их.
Среди способов она выделила:
- победу одной из сторон;
- компромисс;
- и интеграцию.
Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ «интеграция» получил название «сотрудничество» (Р. Фишер, у. Юрии, 1990 г.)
• Способы разрешения конфликта
(продолжение)
Итак, способ разрешения конфликта зависит от стратегий, выбираемых оппонентами:
- «соперничество» плюс «уступка» - способ - «уступка»;
- «компромисс» плюс «компромисс» - способ - «компромисс симметричный»;
- «компромисс» плюс «сотрудничество» - способ - «компромисс симметричный»;
- «компромисс» плюс «уступка» - способ - «компромисс асимметричный»;
- «компромисс» плюс «соперничество» - способ - «компромисс асимметричный»;
- «сотрудничество» плюс «сотрудничество» - способ «сотрудничество».
• Тактики поведения в конфликте
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. – выстраиваю войска) – это совокупность приемов взаимодействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемая как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.
• Тактики поведения в конфликте
Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента.
• Жесткие
• Нейтральные
• Мягкие
Указанные тактики применяются, прежде всего, в рамках стратегии соперничества.
• Тактики соперничества отличаются друг от друга по степени тяжести. К разряду легких тактик мы относим те, последствия, применения которых либо благоприятны, либо нейтральны для другой стороны. Напротив, тяжелые тактики - это тактики (прежде всего силового давления), приводящие или грозящие привести к неблагоприятным или дорогостоящим последствиям для другой стороны.
• Тактики соперничества чаще всего используются по принципу возрастания их последствий от легких ко все более тяжелым
• Тактики поведения в конфликте
• Жесткие тактики (применительно к стратегии соперничества) – силовые приемы
• К жестким тактикам относятся:
• - тактика угроз;
• - тактика давления;
• - тактика захвата и удержания объекта;
• - тактика физического насилия;
• - тактика психологического насилия;
• - тактика подчинения и захвата объекта
• Тактики поведения в конфликте
(жесткие тактики - тактика угроз)
• А) Тактика угроз.
• Угрозы это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. Там, где обещания сулят пряник, угрозы берут на вооружение кнут. В угрозах обычно содержится больше информации о том, как намерена повести себя первая сторона, чем в обещаниях.
• Эта тактика очень удобна.
• Во-первых,угрозы ничего стороне не стоят: не надо раздавать наград, не надо и осуществлять наказание. Угрозы действ