Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов

• Методологические принципы исследования конфликтов

• В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на семь философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать пять методологических принципов самой конфликтологии:

1) междисциплинарность;

2) преемственность;

3) эволюционизм;

4) личностный подход;

5) поиск скрытого содержания конфликтов.

• Методологические принципы исследования конфликтов

  1. Принцип междисциплинарности. Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследований, используемых во всех отраслях конфликтологии. Это многократно повысит эффективность работы специалиста.

(Всего конфликтологию изучают 16 наук. Основные из них: психология, политология, социология, философия, правоведение, педагогика,, математика, социбиология, искусствоведение, исторические науки, военные науки, политические науки.)

• Методологические принципы исследования конфликтов

2. Принцип преемственности. Этот принцип требует максимального полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет.

Важной стороной этого принципа является необходимость знания российскими конфликтологами истории, в первую очередь российской, а уж затем зарубежной конфликтологии.

По масштабам разрушительных последствий конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты другие по сравнению с западными. Для их объяснения нужны другие, отечественные, а не западные теории.

• Методологические принципы исследования конфликтов

3. Принцип эволюционизма. Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному их регулированию.

Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутри личностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества.

• Методологические принципы исследования конфликтов

• 4. Принцип личностного подхода. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Применительно к конфликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней.

Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности.

Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.

• Методологические принципы исследования конфликтов

• 5. Принцип скрытого содержания конфликтов. Данный принцип ориентирует конфликтолога на то, чтобы при анализе конфликта он не ограничивался изучением только доступной, лежащей на поверхности информации. Важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтного противодействия.

Поиск скрытого содержания означает:

- необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов;

- важно обнаруживать осознаваемые, но скрываемые, маскируемые, часто основные цели, которые люди преследуют в конфликтах;

- необходимо находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом, постоянно продвигаться в бесконечном процессе углубления и расширения знаний о конфликтах.

• Динамическая модель конфликта

• Динамика конфликтавключает в себя понятия этапов конфликта и его фаз.

• Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

• Первый: предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).

• Второй: инцидент.

• Третий: эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие.

• Четвертый: сбалансированное противодействие.

• Пятый: завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта.

• Шестой: послеконфликтная стадия.

• Динамическая модель конфликта

Первый этап

• Конфликтная ситуация развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

• Конфликтная ситуация характеризуется (по Козыреву Г.И.) неудовлетворенностью и социальной (или психической) напряженностью.

• (При конфликтной ситуации происходит трансформация субъективно объективных отношений в субъективно субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия)

Социальная напряженность (по Дмитриеву А.В.)эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени.

Социальная напряженность приводит к:

• - накоплению недовольства,

• - росту агрессивности,

• - нарастанию психологической усталости и раздражительности.

• Динамическая модель конфликта

Второй этап

Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников.

• Какие бывают инциденты?

• Инцидент информационныйсобытие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

• Инцидент деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. (по С.М. Емельянову это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта).

• Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности (как пишет М.С. Мириманова).

• Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

• Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается.

• Динамическая модель конфликта

Третий этап

• Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

• Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон).

• (Схимогенез – это изменение индивидуального поведения в результате накопленного опыта взаимодействия оппонентов)

• Различают два варианта схизмогенеза:

• - дополнительный - взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона);

• - симметричный - схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

• Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов.

Механизм искажения информации

• Искажение информации – одна из основных причин возникновения конфликтов. Существуют следующие факторы искажения информации, как психологическое заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение и конформизм.

А) Психологическое заражение

• Психологическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Примером психологического заражения может служить поведение болельщиков, присутствующих на футбольном матче. Заражению подвергаются люди, находящиеся в толпе. Основные характеристики этого явления:

• Эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей.

• Происходит на бессознательном уровне.

• Особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике.

• Происходит как на уровне больших, так и малых групп.

• Кроме заразительного смеха могут быть заразительны злость и другие эмоции.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Б)Внушение

• Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок. Под действием внушения воспринимаемая человеком информация может преломляться до неузнаваемости: белое становится черным, а черное - белым. Вот основные характеристики этого явления:

• Может быть индивидуальным или групповым.

• Происходит на осознанном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения.

• Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как его собственные.

В)Подражание

• “В явлениях подражания, есть нечто таинственное, какое-то притяжение, которое лучше всего можно сравнить с неотразимым и всемогущим инстинктом, побуждающим нас, почти без нашего сознания, повторять те действия, которых мы были свидетелями, и которые очень сильно подействовали на наши чувства и воображение.

• Подражание может проявляться, как слепое копирование поведения, жестов, интонации, а

может носить характер сознательного, мотивированного подражания.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Г) Соревнование.

В соревновании главным источником активности является состязательный дух, стремление человека к личной победе либо к победе коллективной, которая складывается из личных успехов каждого участника. Соревнование дает возможность человеку почувствовать и критически оценить свои сильные и слабые стороны, понять пределы своих личных возможностей.

Основными чертами соревнования являются следующие характерные его особенности:

• Свойство людей сравнивать себя с другим человеком.

• Желание быть “не хуже других”.

• “Не ударить в грязь лицом”.

• Напряжение умственных, эмоциональных и физических сил.

• Стимул развития.

• Соперничество: у мужчин в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Д) Убеждение

Ошибкой было бы считать, что чем больше мы говорим, тем вернее убеждаем. Убеждать человека не значит спорить с ним. По словам Ларошфуко: “Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку принципиальности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать”.

Отличительные черты убеждения:

• Аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.

• Действительно тогда, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.

• Сила убеждения будет зависеть от того, насколько понятна позиция убеждаемого человека, его мотивы. Чтобы понять это, надо постараться взглянуть на вещи глазами собеседника, проявить сочувствие к его желаниям и переживаниям.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Конформность – приспособляемость субъекта под индивидуальные, групповые, социальные феномены, которые проявляются в трансформации его актов поведения, социальных установок и сказываются в разделении им тех или иных идей другого индивида, группы, общества, класса, клана .

Выделяют три типа конформизма:

1. “Майский жук – Дюймовочка”. Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверили, что она не красива, так как не похожа на жука.

2. “Защита”. В этом случае человек ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.

3. “Новое платье для короля”. В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет “выделяться” из-за нежелания нарушить единодушие группы.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

• Искажение восприятия собственной стороны:

• - мотивация рассматривается как социально приемлемая,

• - действия как справедливые,

• - позиция как нормативная, целесообразная,

• - операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать,

• - восприятие самого себя происходит с преобладанием белых

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

• Искажение оценки оппонента происходит по следующим направлениям:

• - мотивы расцениваются как подлые и низменные,

• - действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,

• - позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,

• - операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,

• - восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

• 2. Рост эмоционального напряжения.

• 3. Переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику.

• 4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако, по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

• 5. Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия.

• 6. Потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником.

• 7. Расширение социальных границ конфликта за счет увеличение числа участников.

• 8. Переход от мягких тактик противостояния к жестким.

• Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

• Причины остановки эскалации:

• - одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;

• - первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;

• - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

• - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

• - наступает мертвая точка в противостоянии.

• Динамическая модель конфликта

Четвертый этап

Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.

Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию.

Причины возникновения мертвой точки в конфликте:

- провал тактики противостояния;

- истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);

- потеря социальной поддержки;

- неприемлемые затраты.

Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Пятый этап

Завершение конфликта.

В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта.

• Однако многие авторы используют и другие понятия. Которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например «затухани». «преодоление», «пресечение», «саморазрешение», «угашение», «урегулирование», и др.

• Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения.

• Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам.

• Основными формами завершения конфликта являются:

• - разрешение;

• - урегулирование;

• - устранение;

• - перерастание в другой конфликт.

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

• Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

• Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

• Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций. Которые они отстаивали в конфликте.

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

• Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Её участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

• При завершении конфликта не всегда разрешаются лежащие в его основе противоречия:

• - только около 62 % конфликтов между руководителями и подчиненными разрешаются или урегулируются;

• - в 38 % конфликтов противоречия не разрешаются или обостряются. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6 %), перерастает в другой (15 %) или устраняется административным путем (17 %).

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

• Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую.

• Затухание конфликта обычно происходит в результате:

• - потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);

• - переориентации мотива, переключения на другие, неотложные дела;

• - истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

• Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «не конструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

• Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

• - изъятие из конфликта одного из оппонентов;

• - исключение взаимодействия оппонентов на длительное время;

• - устранение объекта конфликта.

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

• Перерастание в другой конфликт происходит тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

• Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.

• Исходами конфликта могут быть:

• - устранение одной или обеих сторон;

• - приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

• - победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• - деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

• - согласие о правилах совместного использования объекта;

• - равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

• - отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

• Альтернативное определение таких объектов. Которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.

- прекращение противодействия;

- устранение травмирующих факторов;

- достижение цели одной из конфликтующих сторон;

- изменение позиции оппонента;

- формирования навыков активного поведения оппонента в аналогичных ситуациях в будущем.

• Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

• Успешное завершение конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие на этот процесс. К ним относятся следующие:

• 1) время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений;

• 2) третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают решать проблему;

• 3) своевременность: стороны приступают к разрешению конфликтов на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, чтобы договориться;

• 4) равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям, то они должны искать пути к мирному решению проблемы;

• 5) культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта.

• 6) единство ценностей: наличия согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение;

• 7) опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного оппонента, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;

• 8) отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия.

• Еще одно немаловажное условие – выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.(На следующем занятии)

• Динамическая модель конфликта

Шестой этап

• Послеконфликтная стадия состоит из двух фаз:

• - частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;

• - полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

• На этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт. Последствия конфликта важны для всех.

• Фазы конфликта

Схематично течение конфликта можно отразить

следующим образом:

• 1. Начальная фаза.

• 2. Фаза подъема (1),

• 3. Пик конфликта (2),

• 4. Фаза спада (3).

• Фазы могут повторяться циклически: 1-2-3 1-2-3 1-2-3

Возможность разрешения конфликта:

• - начальная фаза 92%,

• - фаза подъема - 46%,

• - пик конфликта - 5%,

• - фаза спада - 20%.

• Диагностическая модель конфликта Гринхелга

• Диагностическая модель конфликта Гринхелга
(продолжение)

• Стратегии выхода из конфликта

• Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

• «Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками» (А.В. Дмитриев, 2000 г.).

• Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе.

Выделяют пять основных стратегий:

- соперничество (конкуренция);

- компромисс;

- сотрудничество;

- избегание;

- приспособление (К. Томас, 1972 г.).

• Факторы, влияющие на выбор
стратегии

• Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов.

Какие это факторы:

- личностные особенности оппонента;

- уровень нанесенного оппоненту ущерба;

- наличие ресурсов, статус оппонента;

- возможные последствия конфликта;

- значимость решаемой проблемы для обеих сторон;

- длительность конфликта и др.

• Стратегия «соперничество»

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

Соперничество оправдано в случаях:

- явной конструктивности предлагаемого решения;

- выгодного результата для всей организации;

- важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию;

- отсутствия времени на уговоры оппонента.

• Стратегия «компромисс»

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

• Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавших требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.

Компромисс эффективен в следующих случаях:

- понимания оппонентом, что он и его соперник обладают равными возможностями;

- наличие взаимоисключающих интересов;

- удовлетворение временным решением;

- угрозы потерять все.

Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

• Стратегия «сотрудничество»

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте.

• Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Сотрудничество наиболее эффективно в следующих ситуациях:

- сильной взаимозависимости оппонентов;

- важности решения для обеих сторон;

- непредубежденности участников конфликта

• Стратегия «избегание»

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат. Оппонент переходит к этой стратегии после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. (Собственно разговор идет не о разрешении конфликта, а о его затухании). Уход может бать вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт.

Избегание применяется:

- при отсутствии сил и времени для решения противоречия;

- стремление выиграть время;

- наличие трудностей в определении линии своего поведения;

- нежелании решать проблему вообще.

• Стратегия «приспособление»

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Принять такую стратегию вынуждают следующие мотивы:

- осознание своей неправоты;

- необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него;

- незначительность проблемы.

Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.

(В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д: Дай Дорогу Дураку»)

• Способы разрешения конфликта

Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта:

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не подавления их.

Среди способов она выделила:

- победу одной из сторон;

- компромисс;

- и интеграцию.

Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ «интеграция» получил название «сотрудничество» (Р. Фишер, у. Юрии, 1990 г.)

• Способы разрешения конфликта
(продолжение)

Итак, способ разрешения конфликта зависит от стратегий, выбираемых оппонентами:

- «соперничество» плюс «уступка» - способ - «уступка»;

- «компромисс» плюс «компромисс» - способ - «компромисс симметричный»;

- «компромисс» плюс «сотрудничество» - способ - «компромисс симметричный»;

- «компромисс» плюс «уступка» - способ - «компромисс асимметричный»;

- «компромисс» плюс «соперничество» - способ - «компромисс асимметричный»;

- «сотрудничество» плюс «сотрудничество» - способ «сотрудничество».

• Тактики поведения в конфликте

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. – выстраиваю войска) – это совокупность приемов взаимодействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемая как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.

• Тактики поведения в конфликте

Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента.

• Жесткие

• Нейтральные

• Мягкие

Указанные тактики применяются, прежде всего, в рамках стратегии соперничества.

• Тактики соперничества отличаются друг от друга по степени тяжести. К разряду легких тактик мы относим те, последствия, применения которых либо благоприятны, либо нейтральны для другой стороны. Напротив, тяжелые тактики - это тактики (прежде всего силового давления), приводящие или грозящие привести к неблагоприятным или дорогостоящим последствиям для другой стороны.

• Тактики соперничества чаще всего используются по принципу возрастания их последствий от легких ко все более тяжелым

• Тактики поведения в конфликте

Жесткие тактики (применительно к стратегии соперничества) – силовые приемы

• К жестким тактикам относятся:

• - тактика угроз;

• - тактика давления;

• - тактика захвата и удержания объекта;

• - тактика физического насилия;

• - тактика психологического насилия;

• - тактика подчинения и захвата объекта

• Тактики поведения в конфликте
(жесткие тактики - тактика угроз)

• А) Тактика угроз.

• Угрозы это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. Там, где обещания сулят пряник, угрозы берут на вооружение кнут. В угрозах обычно содержится больше информации о том, как намерена повести себя первая сторона, чем в обещаниях.

• Эта тактика очень удобна.

• Во-первых,угрозы ничего стороне не стоят: не надо раздавать наград, не надо и осуществлять наказание. Угрозы действ

Наши рекомендации