Достоинства и недостатки

ТЕМА 3. МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Понятие маркетинговой информации и ее виды. Система маркетинговой информации и ее составляющие
  2. Маркетинговые исследования: понятие, принципы, объекты, процесс и его этапы
  3. Методы и инструментарий маркетинговых исследований

Понятие маркетинговой информации и ее виды. Система

Маркетинговой информации и ее составляющие

Необходимость маркетинговой информации

В ХIХ веке большинство фирм были мелкими и их работники знали клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь с людьми, наблюдая за ними, задавая вопросы.

Необходимость получения более обширной и более доброкачественной маркетинговой информации обусловлена 3 тенденциями.

1. Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общественном масштабе.

Фирма постоянно расширяет территорию своего рынка, и ее управляющие уже не знают всех клиентов непосредственно. Требуется найти какие-то другие пути сбора маркетинговой информации.

2. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям.

По мере роста своих доходов покупатели становятся все более разборчивыми при выборе товаров. Продавцам все труднее предсказывать реакцию покупателей на различные характеры оформления и прочие свойства товаров, и они обращаются к маркетинговым исследованиям.

3.Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции.

Продавцы все шире пользуются неценовыми орудиями маркетинга, такими как: присвоение товарам марочных названий, индивидуализация товаров, реклама и стимулирование сбыта, им нужна информация о том, как реагирует рынок на те или иные маркетинговые мероприятия.

Маркетинговая информация – это факты, сведения, цифры и другие данные, используемые при анализе и прогнозировании маркетинговой деятельности.

Маркетинговая информация различается по охвату, способу получения, периодичности возникновения, назначению и формам представления.

А. По охвату маркетинговая информация бывает:

· внешняя - предоставляет возможность изучить данные о развитии внешней среды предприятия, организации, поведении посредников, поставщиков, продавцов, действиях конкурентов, мероприятиях государственного регулирования рыночных отношений. Основывается на публикуемых статистических данных, научных отчетах, специальной литературе, деловых переговорах, выставках, ярмарках и т.п.;

· внутренняя - раскрывает внутреннее состояние предприятия, организации, содержит данные о материальных и финансовых запасах, производительности труда, капиталовложениях, расходах, доходах и др. Основывается на бухгалтерской, статистической, оперативной, технологической отчетности субъектов рынка.

Б. По способу полученияинформация может быть вторичной и первичной:

· вторичная информация - ранее собранные данные из различных источников;

· первичная информация - собранная непосредственно маркетологом. Для ее получения прибегают к наблюдению, опросу, эксперименту, панели.

В. По периодичности возникновения:

· постоянная информация - отражает постоянные, длительное время неизменные величины маркетинговых переменных;

· переменная информация - содержит фактические количественные и качественные характеристики функционирования субъектов рынка;

· эпизодическая информация - определяется, формируется и представляется по мере необходимости.

Г. По назначению:

· справочная информация - нужна для ознакомительного, вспомогательного использования, отражает относительно стабильные признаки;

· рекомендательная информация - содержит прогнозы реализации товарной продукции, приоритеты выбора целевых рынков, поставщиков, посредников, торговцев. Основывается на результатах специальных исследований или анализе данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных рыночной ситуации;

· нормативная информация - включает нормативные законодательные акты, нормы и нормативы элементов производства, обращения и др.;

· сигнальная информация - появляется в ходе возникновения отклонений фактического состояния объектов маркетинговой деятельности от запланированного.

Д. По формам представления:

· текстовая информация;

· табличная информация;

· матричная информация;

· графическая информация;

· числовая информация.

В зависимости от источников информация подразделяется на:

а) первичные данные, которые содержат сведения, полученные из устных бесед во время деловых контактов и личных встреч, письменной, служебной информации.

б) вторичные данные – главным образом сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического и прогностического характера. Это различные печатные издания.

Первичная информация: понятие, источники,

достоинства и недостатки

Первичные данные представляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. Они необходимы в тех случаях, когда доскональный анализ вторичных сведений не дает необходимую информацию.

До непосредственного сбора первичных данных необходимо разработать структуру или план исследования, используемый в качестве руководства для сбора и анализа данных.

Структура исследования включает следующие решения:

· кого или что следует исследовать, т.е. определить объект;

· какая информация должна собираться, т. е определить виды и объемы нужной информации в соответствии с задачами исследования;

· кто будет собирать данные: сама компания или внешняя исследовательская фирма;

· какие методы сбора данных следует использовать: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация – они и являются источниками первичной информации.

Наши рекомендации