Асинхронная телекоммуникационная связь

Существует возможность пересылать информацию точно таки­ми же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на про­межуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.

Электронная почта (e- mail, сокращение от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьюте­ра на компьютер получателя сообщения, и времени, через кото­рое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью определяется получателем.

В настоящее время электронная почта завоевала большую по­пулярность в мире и стала такой же широко распространенной, как и телефон, радио, факс или периодическая печать. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находя-

1

Jerry Wellington. Education For Employment . The Place of Information Technology. - London, 1989. - P.19.

щиеся в пределах одного учреждения или в различных уголках
планеты.

 

Электронная почта служит для пересылки текстовых сообщений или файлов (содержащих компьютерную программу графическое изображение, обработанные с помощью текстовой тора документы, электронную таблицу или даже аудио- и видео информацию) одному или нескольким адресатам, а также для распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».

КТК также используется как средство доступа к
удаленных компьютеров и сетевым службам, например для получения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных.

Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранившей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.

Существует два вида электронных конференций,

в Интернет:

. «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг
с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука
и видеоизображения (это — дорогой и организационно относит-
тельно сложный вид услуг);

 

• отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего называются электронными конференциями, или телеконференциями.

Электронные конференции обычно разбиты на несколько сюжетных линий», объединенных одной темой.

Конференции бывают «открытыми» — доступными любого пользователя сети, или «закрытыми», доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, приглашенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они применялись и для учебных целей, и для организации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.

 

Уже сейчас КТК активно внедряются в различные человеческой деятельности: в науку, производство, банков образование и здравоохранение. Умение правильно пользоваться различными источниками информации и ми доступа к ней, включая КТК, очень важно для людей (т.е. наших и ваших будущих учеников).

Компьютерные телекоммуникации сейчас — не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они
обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными
средствами общения (телефон, обычная почта, которую теперь

на Западе называют snail- mail, почта-улитка) и передачи инфор­мации (телефакс): во-первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что имеются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междуго­родние разговоры по телефону, что гораздо дешевле обычных ус­луг телефонных компаний; во-вторых, допускают удобный асин­хронный режим работы с почтой; в-третьих, позволяют не толь­ко получать и хранить, но и обрабатывать информацию.

Вопросы к семинару;

(На эти вопросы можно отвечать при индивидуальной работе или про­водить по ним дискуссию в группе на семинаре.)

Вы (ваша группа) получили лестное предложение от фирмы, зани­мающейся продажей школьного оборудования. Вам предстоит собесе­дование с ее директором. Продумайте и обсудите ответы на следующие вопросы:

1. Что такое компьютерные телекоммуникации?

2. Чем они отличаются от телекоммуникаций общего вида?

3. Какие преимущества дает применение компьютера в телекомму­никационных сетях?

Занятие 15. Какпроисходит «коммуникация на расстоянии»?

На этом занятии вы узнаете:

• какие технические процессы лежат в основе компьютерной
телекоммуникации;

• каким образом осуществляется обмен данными между компью­терами, объединенными в глобальные сети.

Для более глубокого понимания данных процессов мы ре­комендуем вам самостоятельно познакомиться с книгами по современным компьютерным телекоммуникациям и Интернет, например с теми, которые приведены в списке литературы в приложении.

Чтобы две ЭВМ могли связаться между собой, необходим не­который физический носитель информации. Это может быть, на­пример, радиоволна, световодный или электрический кабель и т.п. Проще всего в условиях современного города использовать обычную телефонную сеть, но в этом случае нужно преобразовать информацию, хранимую в ЭВМ в закодированной последователь­ностями нулей и единиц форме, в последовательность электри­ческих сигналов звуковой частоты, которые можно передать по телефонным проводам.

Конечно, можно было бы передавать непосредственно данные ЭВМ в виде импульсов (в цифровом виде), однако современные телефонные линии содержат много преобразующих и усилитель­ных устройств, в которых такие импульсы оказались бы потерян­ными, так как эти устройства ориентированы на вполне опреде­ленный диапазон электрических колебаний, соответствующий ча­стотам человеческой речи. Передаваемые же самой ЭВМ импульсы в этот диапазон не укладываются.

В настоящее время ведутся работы по созданию специализиро­ванных сетей передачи цифровой информации, но говорить об их широком распространении пока рано.

Таким образом, «разговор» двух ЭВМ человек может услышать, но чтобы этот разговор поддерживать, у ЭВМ должны быть особые устройства — модемы (модуляторы/демодуляторы), преобразую­щие передаваемые ЭВМ, данные в электрические колебания звуко­вой частоты, передающие и принимающие их по телефонным кабелям, и вновь преобразующие их в данные, «понятные» ЭВМ.

Модем— это микроЭВМ, у которой имеется собственный язык команд, память, процессор и некоторые устройства, отсутствующие у обычных ЭВМ и связанные собственно с преобразованием и переда­чей данных по телефонным каналам,

Диалог ЭВМ может вестись в дуплексном режиме, в котором оба модема способны одновременно посылать и принимать сиг­налы по одному и тому же каналу, или в полудуплексном, в кото­ром обмен данными происходит поочередно и в процессе диалога направление передачи данных многократно обращается.

Диалог двух ЭВМ начинается с того, что их модемы обменива­ются сигналами определенных тонов, «чтобы договориться» о ско­рости, с которой будет вестись передача, и некоторых других осо­бенностях диалога, например, будет ли дополнительно контроли­роваться правильность передаваемой информации.

В полудуплексном режиме такой предварительный обмен сигна­лами происходит также перед каждым «обращением» направления передачи данных. Эта «преамбула» диалога либо заканчивается без­результатно, и тогда один из модемов «вешает трубку» (т.е. посыла­ет сигнал разрыва связи на телефонную станцию), либо переходит в диалог самих ЭВМ, которым их модемы сообщают, что связь установлена, и передают управление программам связи.

Программы связи управляют работой, как модема, так и ЭВМ. Они хранятся в памяти ЭВМ и выполняются на ней. Эти програм­мы позволяют, как минимум, набирать номер абонента, с кото­рым устанавливается связь, передавать и принимать данные, об­мениваться ими с магнитными носителями (жесткими и гибкими дисками). Имеется ряд весьма совершенных программ связи, снаб­женных большим количеством сервисных функций.

В современных программных средствах программы связи поте­ряли автономность и включаются в виде функциональных блоков

непосредственно в операционную систему Windows. Эти функци­ональные блоки могут единообразно использоваться самыми раз­нообразными программами: текстовыми процессорами, электрон­ными таблицами, базами данных, не говоря уже о программах просмотра Интернет и программах обмена электронной почтой. Наибольшие трудности у абонентов телекоммуникационных сетей вызывают, как правило, вопросы кодирования передавае­мой информации. Особое значение они имеют в России в связи с использованием кириллицы, на которую не рассчитаны про­граммные средства и модемы зарубежного производства. В ре­зультате иногда на экран абонента попадает текст весьма стран­ного вида. Зарубежному абоненту в таком случае рекомендуют одно: повесить трубку и заново набрать номер, так как считает­ся, что в этом всегда повинно плохое качество соединения, вы­зывающее шум в телефонном канале. В России причиной такой ситуации может быть неправильный выбор кодировки в про­граммном обеспечении. В последние годы подобное случается редко, поскольку современные мощные ПЭВМ автоматически устанавливают правильную кодировку. Проблемы возникают толь­ко в том случае, если установкой программ занимаются неква­лифицированные пользователи или у пользователя нет средств на приобретение высококачественных программ. Однако школы далеко не всегда располагают современными ПЭВМ и средства­ми на приобретение хороших программ, поэтому имеет смысл остановиться на некоторых вопросах кодирования информации применительно к задачам КТК.

Вопрос к семинару:

(На этот вопрос можно ответить при индивидуальной работе или провести дискуссию в группе на семинаре.)

Нарисуйте схему общения двух абонентов с помощью КТК. Вы (ваша группа) получили выгодное предложение от фирмы, занимающейся созданием региональной сети для школ крупного города. Вам предстоит собеседование с ее директором. Продумайте и обсудите ответ на вопрос: почему нельзя напрямую соединить компьютеры в глобальную сеть без включения модемов?

Наши рекомендации