Асинхронная телекоммуникационная связь
Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
Электронная почта (e- mail, сокращение от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью определяется получателем.
В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала такой же широко распространенной, как и телефон, радио, факс или периодическая печать. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находя-
1
Jerry Wellington. Education For Employment . The Place of Information Technology. - London, 1989. - P.19.
щиеся в пределах одного учреждения или в различных уголках
планеты.
Электронная почта служит для пересылки текстовых сообщений или файлов (содержащих компьютерную программу графическое изображение, обработанные с помощью текстовой тора документы, электронную таблицу или даже аудио- и видео информацию) одному или нескольким адресатам, а также для распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».
КТК также используется как средство доступа к
удаленных компьютеров и сетевым службам, например для получения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных.
Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранившей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.
Существует два вида электронных конференций,
в Интернет:
. «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг
с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука
и видеоизображения (это — дорогой и организационно относит-
тельно сложный вид услуг);
• отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего называются электронными конференциями, или телеконференциями.
Электронные конференции обычно разбиты на несколько сюжетных линий», объединенных одной темой.
Конференции бывают «открытыми» — доступными любого пользователя сети, или «закрытыми», доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, приглашенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они применялись и для учебных целей, и для организации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.
Уже сейчас КТК активно внедряются в различные человеческой деятельности: в науку, производство, банков образование и здравоохранение. Умение правильно пользоваться различными источниками информации и ми доступа к ней, включая КТК, очень важно для людей (т.е. наших и ваших будущих учеников).
Компьютерные телекоммуникации сейчас — не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они
обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными
средствами общения (телефон, обычная почта, которую теперь
на Западе называют snail- mail, почта-улитка) и передачи информации (телефакс): во-первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что имеются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородние разговоры по телефону, что гораздо дешевле обычных услуг телефонных компаний; во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой; в-третьих, позволяют не только получать и хранить, но и обрабатывать информацию.
Вопросы к семинару;
(На эти вопросы можно отвечать при индивидуальной работе или проводить по ним дискуссию в группе на семинаре.)
Вы (ваша группа) получили лестное предложение от фирмы, занимающейся продажей школьного оборудования. Вам предстоит собеседование с ее директором. Продумайте и обсудите ответы на следующие вопросы:
1. Что такое компьютерные телекоммуникации?
2. Чем они отличаются от телекоммуникаций общего вида?
3. Какие преимущества дает применение компьютера в телекоммуникационных сетях?
Занятие 15. Какпроисходит «коммуникация на расстоянии»?
На этом занятии вы узнаете:
• какие технические процессы лежат в основе компьютерной
телекоммуникации;
• каким образом осуществляется обмен данными между компьютерами, объединенными в глобальные сети.
Для более глубокого понимания данных процессов мы рекомендуем вам самостоятельно познакомиться с книгами по современным компьютерным телекоммуникациям и Интернет, например с теми, которые приведены в списке литературы в приложении.
Чтобы две ЭВМ могли связаться между собой, необходим некоторый физический носитель информации. Это может быть, например, радиоволна, световодный или электрический кабель и т.п. Проще всего в условиях современного города использовать обычную телефонную сеть, но в этом случае нужно преобразовать информацию, хранимую в ЭВМ в закодированной последовательностями нулей и единиц форме, в последовательность электрических сигналов звуковой частоты, которые можно передать по телефонным проводам.
Конечно, можно было бы передавать непосредственно данные ЭВМ в виде импульсов (в цифровом виде), однако современные телефонные линии содержат много преобразующих и усилительных устройств, в которых такие импульсы оказались бы потерянными, так как эти устройства ориентированы на вполне определенный диапазон электрических колебаний, соответствующий частотам человеческой речи. Передаваемые же самой ЭВМ импульсы в этот диапазон не укладываются.
В настоящее время ведутся работы по созданию специализированных сетей передачи цифровой информации, но говорить об их широком распространении пока рано.
Таким образом, «разговор» двух ЭВМ человек может услышать, но чтобы этот разговор поддерживать, у ЭВМ должны быть особые устройства — модемы (модуляторы/демодуляторы), преобразующие передаваемые ЭВМ, данные в электрические колебания звуковой частоты, передающие и принимающие их по телефонным кабелям, и вновь преобразующие их в данные, «понятные» ЭВМ.
Модем— это микроЭВМ, у которой имеется собственный язык команд, память, процессор и некоторые устройства, отсутствующие у обычных ЭВМ и связанные собственно с преобразованием и передачей данных по телефонным каналам,
Диалог ЭВМ может вестись в дуплексном режиме, в котором оба модема способны одновременно посылать и принимать сигналы по одному и тому же каналу, или в полудуплексном, в котором обмен данными происходит поочередно и в процессе диалога направление передачи данных многократно обращается.
Диалог двух ЭВМ начинается с того, что их модемы обмениваются сигналами определенных тонов, «чтобы договориться» о скорости, с которой будет вестись передача, и некоторых других особенностях диалога, например, будет ли дополнительно контролироваться правильность передаваемой информации.
В полудуплексном режиме такой предварительный обмен сигналами происходит также перед каждым «обращением» направления передачи данных. Эта «преамбула» диалога либо заканчивается безрезультатно, и тогда один из модемов «вешает трубку» (т.е. посылает сигнал разрыва связи на телефонную станцию), либо переходит в диалог самих ЭВМ, которым их модемы сообщают, что связь установлена, и передают управление программам связи.
Программы связи управляют работой, как модема, так и ЭВМ. Они хранятся в памяти ЭВМ и выполняются на ней. Эти программы позволяют, как минимум, набирать номер абонента, с которым устанавливается связь, передавать и принимать данные, обмениваться ими с магнитными носителями (жесткими и гибкими дисками). Имеется ряд весьма совершенных программ связи, снабженных большим количеством сервисных функций.
В современных программных средствах программы связи потеряли автономность и включаются в виде функциональных блоков
непосредственно в операционную систему Windows. Эти функциональные блоки могут единообразно использоваться самыми разнообразными программами: текстовыми процессорами, электронными таблицами, базами данных, не говоря уже о программах просмотра Интернет и программах обмена электронной почтой. Наибольшие трудности у абонентов телекоммуникационных сетей вызывают, как правило, вопросы кодирования передаваемой информации. Особое значение они имеют в России в связи с использованием кириллицы, на которую не рассчитаны программные средства и модемы зарубежного производства. В результате иногда на экран абонента попадает текст весьма странного вида. Зарубежному абоненту в таком случае рекомендуют одно: повесить трубку и заново набрать номер, так как считается, что в этом всегда повинно плохое качество соединения, вызывающее шум в телефонном канале. В России причиной такой ситуации может быть неправильный выбор кодировки в программном обеспечении. В последние годы подобное случается редко, поскольку современные мощные ПЭВМ автоматически устанавливают правильную кодировку. Проблемы возникают только в том случае, если установкой программ занимаются неквалифицированные пользователи или у пользователя нет средств на приобретение высококачественных программ. Однако школы далеко не всегда располагают современными ПЭВМ и средствами на приобретение хороших программ, поэтому имеет смысл остановиться на некоторых вопросах кодирования информации применительно к задачам КТК.
Вопрос к семинару:
(На этот вопрос можно ответить при индивидуальной работе или провести дискуссию в группе на семинаре.)
Нарисуйте схему общения двух абонентов с помощью КТК. Вы (ваша группа) получили выгодное предложение от фирмы, занимающейся созданием региональной сети для школ крупного города. Вам предстоит собеседование с ее директором. Продумайте и обсудите ответ на вопрос: почему нельзя напрямую соединить компьютеры в глобальную сеть без включения модемов?