Основные ошибки в интерпретации детских рисуночных тестов

К сожалению, при интерпретации рисуночного теста педа­гог-психолог не всегда учитывает возраст ребенка, нормативный онтогенез графической деятельности и нормативные законы дет­ского рисунка.

1. Интерпретация расположения изображения на листе.
Расположение изображения традиционно интерпретируется

в терминах самооценки, уровня притязаний, защищенности, де­прессивных тенденций. Однако все больше встречается детей со спецификой пространственного восприятия и пространственных представлений, обусловленной своеобразием межфункциональ­ных взаимодействий мозговых систем. К этим особенностям мож­но отнести несформированность всех уровней пространственных представлений, а также тенденцию к левостороннему (чаще) иг­норированию зрительного поля.

При традиционной трактовке рисунка ребенка с подобными проблемами, скорее всего, речь пойдет о тех или иных искажениях самооценки, уровня притязаний и Я-концепции или о пессими­стичном (оптимистичном) восприятии жизни в целом, что может быть совершенно нехарактерным для конкретного случая.

Совершенно очевидно, что точно так же встречаются случаи, когда объем зрительного поля сужен в верхней или нижней его части. Характерные особенности подобного игнорирования легко увидеть по школьным тетрадям. Следовательно, и рисунок будет уплощен, сжат в какой-либо плоскости или будет располагаться ближе к одному из краев листа.

Классическая трактовка связывает эти особенности изобра­жения с личностными характеристиками, чего вовсе может и не быть.

2. Интерпретация взаиморасположения фигур относительно
друг друга на листе.

Согласно традиционной проективной трактовке, «наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наиболь­шей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким полинейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна». При такой интерпретации совершенно не учитыва­ется, что в фазе суперпозиции (примерно до 7-летнего возраста) ребенок располагает предметы, рисуя более отдаленные над на­ходящимися ближе, несколько позже ребенок изображает более отдаленные предметы более маленькими, чем предметы близкие, и над близкими. Так ребенок в процессе развития подходит к пер­спективе.

Проективная трактовка в этом случае переворачивает все с ног на голову, и то, что эмоционально менее значимо для ребенка (более отдаленное на рисунке и, следовательно, менее значимое), интерпретируется как директивное и более значимое. Это же от­носится и к изображениям значимых членов семьи.

Схожие ошибки в проективной трактовке рисунка могут воз­
никнуть, если начать анализировать относительные размеры тех
или иных фигур (особенно в рисунке «Семья») — ведь в норме
пропорции в размерах людей и предметов возникают около 5,5—
блет. .

Интерпретация отсутствия каких-либо деталей.

Отсутствие, скажем, ушей, в рисунке 4,5—5,5-летнего ребен­ка будет вовсе не стремлением избегать критики, заглушить ее, а всего лишь отражением нормативного этапа уровня развития рисунка, так как такие детали, как уши и волосы, появляются на очертании головы, в среднем, лишь к 6-летнему возрасту.

4.Интерпретация цветового решения рисунка.
Значительное количествоошибок в проективной интерпретации может наблюдаться в том случае, когда ребенок выпол­няет тестовое задание цветными карандашами, фломастерами и т. п. В этом случае анализу подвергается не только характер рисунка, но и цветовое решение того или иного персонажа. Разумеется, это допустимо только с определенного возраста, так как существует период, когда отношение детей к цвету если не безразличное, то ограниченное интересом к самому цвету, краске. Что изображается — не имеет значения, цвет как бы автономен.

Тест «Несуществующее животное»

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее жи­вотное и назовите его несуществующим названием».

Показатели и интерпретация:

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем бли­же, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продви­жение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нере­шительность, незаинтересованность в своем положении в социу­ме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Наши рекомендации