Тема: «Предмет профессиональной этики. Деловая этика»
Деловая этика_лекции
- Зачем нужна деловая этика в бизнесе? Основные типы этических проблем (Фритцше Д.).
- Понятия «мораль», «этика», «нравственность». Структура морали. Моральная установка. Предмет профессиональной этики.
- Этапы становления профессиональной морали.
- Деловая этика (этика бизнеса) как разновидность профессиональной этики. Универсальные принципы деловой этики.
- Основные принципы деловой этики.
- История и причины разработки этических кодексов.
- Этические кодексы в РБ в компаниях и организациях.
1. Зачем нужна деловая этика в бизнесе? Деловая этика – очень важный инструмент эффективного управления и развития бизнеса. Этичное поведение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Подтверждением этому тезису служат многие международные компании. Например, Boeing Company, Hewlett-Packard, Johnson&Johnson. Они характеризуются не только их общей эффективностью и стилем ведения бизнеса, но и их приверженностью к этичному поведению. В то же время неэтичное поведение таких мировых гигантов бизнеса как Enron, Merrill Lynch привело к банкротству этих некогда успешных и уважаемых компаний.
Почему же так важно этичное поведение в бизнесе? Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей – клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами. Это заинтересованные стороны. Современный менеджер, который стремиться к успеху своей компании должен учитывать все эти заинтересованные стороны, а не только интересы акционеров. При этом нередко заинтересованные стороны выдвигают противоречащие друг другу требования. Очень часто, проблема, которую решает менеджер, то решение, которое он принимает, имеет моральный аспект. Некоторые менеджеры, принимающие решения, спокойно ведут свой бизнес, придерживаясь высоких этических стандартов. Другие плюют на этические нормы. Как правило, это плохо заканчивается для компании, особенно в долгосрочной перспективе.
Основные типы этических проблем:
Взяточничество – предложение, дачу, получение или вымогательство чего-то ценного с целью оказания влияния на действия лиц, выполняющих должностные, государственные или юридические обязанности. Взятки порождают конфликт интересов. Они создают частный интерес, который, вполне вероятно, вступит в конфликт с интересом организации.
Принуждение – управление людьми и компаниями посредством силы или угрозы. Например, угроза применения административных мер в отношении более слабой стороны – угроза отказа в продвижении по службе, увольнения или очернения лица. Принуждение может быть применено в отношении компании. Например, в России производителей продукции (конфеты) если они хотят продавать через розничные сети новый товар заставляют платить бешеные деньги (сотни долларов в год за одну товарную позицию в одном магазине).
Обман (введение в заблуждение) – манипулирование людьми и фирмами посредством предоставления им ложной информации. Это искажение или фальсификация данных исследования, отчетности, недобросовестная реклама. Предоставление ложных данных об издержках, финансовом состоянии компании.
Воровство – присвоение того, что не принадлежит человеку на правах собственности (материальная и интеллектуальная). Сюда же относим сделки, при которых какое-либо лицо использует информацию, полученную благодаря своему привилегированному положению, как собственность. Сюда же относится подделка продуктов, манипулирование ценами, использование информации, являющейся собственностью компании в интересах третьей компании. Нечестность при заключении и соблюдении контрактов.
Несправедливая дискриминация – необъективное отношение к людям из-за их расовой принадлежности, возраста, пола, национальности или вероисповедания или отказ людям в предоставляемым другим привилегиям по указанным причинам.
Включает 3 элемента:
1. Решение не основано на личных достоинствах дискриминируемых лиц.
2. Решение обосновано исключительно или отчасти расовыми или половыми предрассудками, ложными стереотипами либо какими-то другими морально неоправданными убеждениями.
3. Решение оказывает вредное или отрицательное воздействие на интересы работников.
Таким образом, любому менеджеру, собственнику бизнеса, наемному работнику очень важно понимать и осознавать, с какими типами этических проблем он может столкнуться в процессе своей профессиональной деятельности, а также иметь представление об этической теории и практике. К которой мы сейчас с вами переходим.
2. Понятия «мораль», «этика», «нравственность». Основоположником этики считается Аристотель, который в 4 в. До н.э. создал фундаментальные трактаты о нравственности, понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей («Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»). При переводе работ Аристотеля на латинский язык Цицерон использовал термин mores (мораль – нрав, норов, характер). В ряде языков существуют свои аналоги слов «этика», «мораль». В русском языке это слово «нравственность». В первоначальном значении – это один термин. Со временем за этими словами начинает закрепляться разный смысл.
Этика – область научных знаний, предметом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания.
Мораль – существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования человека. Мораль – представляет собой одну из форм общественного сознания и выступает как предмет изучения этики. Мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил. Мораль воплощается в виде оценочных суждений о добре и зле. Передается из поколения в поколение. Имеет объективных статус как совокупность правил поведения индивида.
Нравственность – сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.
В обыденной речи слова продолжают использоваться как взаимозаменяемые. В науке не существует единого бесспорного определения морали. Российские философы Гусейнов и Апресян предлагают рассматривать мораль, с одной стороны, как характеристику личности, с другой стороны – как характеристику отношений между людьми, совокупность моральных норм общества.
Структура морали: моральное сознание и моральная практика. Моральное сознание – синтез рационального и эмоционального, представлений и чувств. МС может быть индивидуальным и общественным. Три компонента индивидуального морального сознания – разум, нравственные чувства, воля.
Носителем общественного морального сознания является общество в целом, различные социальные группы общества вносят разный вклад в развитие МС. Общественное МС включает обыденное МС (складывается стихийно, характеризуется размытостью, нечеткостью, противоречивостью) и теоретическое МС (складывается с появлением профессий, представители которых рассматривают проблемы нравственной жизни: центральное место занимает этика). ТМС характеризуется четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.
Моральная практика – нравственные отношения, выражаемые в действиях и поступках. В них воплощаются нравственные ценности, они целенаправленны и сознательны. Нравственные отношения не существуют в чистом виде, а являются частью, компонентом других отношений (хозяйственных, политических, религиозных, профессиональных).