будут предложения, построенные по моделям: что входит в состав чего; что содержится в чем; что является составной частью чего; что состоит из чего и т.п. (Растительные и животные клетки состоят из неорганических и органических соединений). Если в тексте предметы распределяются по классам, видам, разрядам, типам, то коммуникативной задачей текста является классификация предметов. Используемые модели: что делят на что; что подразделяется на что; кто классифицирует что; различают что; кем делится что на что и т.п. (Живые организмы могут быть одноклеточные, многоклеточные, доклеточные, клеточные). Коммуникативная задача | Характеристика | Определение предмета | В тексте дается определение предмета, рас-крывается какое-либо понятие, дается его дефиниция (краткое определение) | Классификация предмета | В тексте рассматривается деление предмета на группы, классы, виды ит.п. | Строение предмета | В тексте анализируется структура предмета, его составные части | Характеристика предмета | В тексте дается характеристика предмета, например, через признак, функцию и т.д. | Происхождение предмета | В тексте рассказывается история возникновения чего-либо | Принадлежность предмета к классу | В тексте рассказывается о принадлежности предмета, к какому – либо классу | Задание 1. Прочитайте текст. Выпишите предложения с конструкциями «что – это что», « что изучает что». Определите коммуникативные задачи текста. Биология – наука о живых организмах. Биология – это наука, которая изучает живые организмы (bios – жизнь, logos – наука). Живые организмы – это животные, растения, бактерии, водоросли. Живые организмы имеют свойства: питание, дыхание, рост, движение, выделение, размножение, раздражимость. Живые организмы могут быть одноклеточные, многоклеточные, доклеточные, клеточные. Ботаника и зоология представляют собой два основных раздела биологии. Каждый из этих разделов включает ряд биологических дисциплин. Цитология изучает строение и жизнедеятельность клетки. Генетика исследует наследственность и изменчивость живых организмов. Анатомия и физиология изучают строение, функции и развитие организмов и их органов. Задание 2.Найдите предложения с конструкциями«что имеет что», «что состоит из чего». Определите коммуникативные задачи текста. Растительные и животные клетки состоят из неорганических и органических соединений. Самое распространенное неорганическое соединение в клетке – это вода. Она имеет большое значение для жизни клетки, потому что является хорошим растворителем, охлаждает организм, имеет хорошую теплопроводность. Минеральные соли, двуокись углерода – это тоже неорганические соединения, которые входят в состав клетки. К органическим соединениям клетки относятся углеводы, белки (протеины), жиры (липиды), нуклеиновые кислоты и другие. Белки. Среди органических веществ клетки белки занимают первое место. Они состоят из углерода, водорода, кислорода, азота. В белках встречается 20 видов аминокислот. Каждая клетка и ткань имеют свой белок, например, гемоглобин – в крови, миозин – в мышцах. |