Заключительные мысли о лидерстве

Четыре Н, необходи­мых для эффективной деятельности лидера: надежда, гуманность, скромность и юмор

Предложив захватывающий обзор лидерства и организационной жизни, я, пожалуй, совершенно вас запутал. В этих главах я прошел по всей кар­те компании. Вещи редко были представлены просто, в основном потому, что идеи о лидерстве и организациях основаны на понятиях из самых разных дисциплин. Смесь идей из таких разных областей знания, как антропология, теория семейного устройства, психотерапия, психо­анализ (особенно теория отношений),теория позна­ния и теория менеджмента, в некоторой степени ми­стифицирует читателя. Позвольте мне упростить (чрезмерно упростить!) основную свою идею в виде акронима.

В наш век акронимов в менеджменте существует модель семи S Мак-Кинси, модель пяти F Уоррена Бенниса, модель трех В творчества и т. д. Что касается меня, то я ввел на этих страницах различные I, Р, С, М, Т и D. Теперь я хотел бы представить четыре Н1, необходимые для эффектив­ной деятельности лидера: надежда, гуманность, скромность и юмор.

* Надежда. Лидерство начинается с надежды. Лидер должен создать чувство надежды, иначе его стремления потерпят крах. Без надеж­ды лидеру некуда вести, а его сторонникам — следовать за ним.

* Гуманность. Как я уже отмечал ранее, лидер никогда не должен
забывать, что он человек. Гуманность лидера проявляется лучше
всего в его отношениях с людьми, из которых он не может извлечь
выгоду.

* Скромность. Скромность тесно связана с гуманностью, на ней основывается верное самовосприятие. Хороший лидер осознает, что
ни одна победа не принадлежит исключительно ему.

* Юмор. Успешные лидеры имеют чувство юмора, даже перед лицом катастрофы. Они смеются над собственными слабостями.
Юмор — хороший показатель душевного здоровья и будет ценным вкладом в любой вид деятельности.

От англ.: hope, humanity, humility, humor.

_______________________ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕКОММЕНТАРИИ_________________________ 307

Как я отмечал в главе 1, многое из того, что написано в этой книге, не ново. Некоторые из наблюдений были сделаны до меня, и хрестоматий­ные лидеры на протяжении веков осуществляли на практике многое из того, что я рекомендую. Вопрос в том, исполняете ли это вы? Реализуете ли вы идеи, которые сами поддерживаете? Опыт говорит мне, что суще­ствует огромная разница между тем, что лидер делает на словах, и тем, что он действительно делает.

Чтобы проиллюстрировать модель теории лидерства, позвольте мне поделиться своей точкой зрения на эффективное лидерство, которая су­ществует уже больше тысячи лет. Эта точка зрения может показаться па­радоксальной в свете потребности в сильном лидере. В 604 г. до н. э. муд­рец Лао-Цзы сказал, подчеркивая актуальность «распределенного руко­водства»:

Лучший правитель тот,

О котором народ знает лишь то, что он существует.

Несколько хуже тот правитель, которому подчиняются

и шумно приветствуют.

Хуже всех тот правитель, которого народ презирает.

Не уважай людей,

И они перестанут уважать тебя.

Но при хорошем правителе, сдержанном в словах,

Когда его работа выполнена, и цель достигнута,

Народ скажет: «Мы сделали это сами».

Разрешите закончить эту книгу последним анекдотом. Несколько лет назад один представитель высшего руководства участвовал в моем се­минаре в INSEAD. Он был не только самым старшим в группе, но и на­много старше обычных участников моих занятий. Он рассматривал се­минар как возможность подготовить преемника и спланировать свой уход с должности.

Этот человек отвечал за очень большую компанию: в его подчинении было 75 000 человек. Когда он описывал группе свой стиль управления -не забывайте, семинар нацелен на представление реальных ситуаций -то признался, что скорее обладает чертами Макиавелли. Он сказал:

Я очень хороший манипулятор. Иногда у меня появляется неплохая идея, и мне удается представить ее так, чтобы все сочли ее действительно сво­ей идеей. Потом они носятся с ней, и идея воплощается в жизнь. Если она

308_________________________ МИСТИКАЛИДЕРСТВА________________________________

оказывается удачной, я, конечно, рад. Я иду домой, открываю бар в сво­ем кабинете и наливаю себе порцию лучшего виски. Затем я поднимаю тост. Но тост за кого? За себя? Но только ли за себя? Кажется, мне придет­ся обойтись без аплодисментов.

Этот человек прекрасно справился со своим самовлюбленным ха­рактером. Он позволил другим людям выделяться, даже когда победа была его. В значительной степени именно поэтому он управлял своей организацией так успешно. Он сделал так, что и лидерство, и доверие оказались распределены по всей компании равномерно.

Можно ли сказать то же самое о вас? Достаточно ли вы уверены в себе, чтобы оставить других в центре внимания? Доставляет ли вам удовольствие помогать другим учиться и расти? Согласны ли вы учить­ся, принимая советы не только от вышестоящих, но также от перспек­тивных новичков в вашей компании? В состоянии ли вы держать ум открытым для новых идей и не попадать в тюрьму психики?

Эти вопросы никогда не следует забывать, независимо от того, Ли­дер ли вы с большой буквы или лидер с маленькой буквы, стремящийся

_________________ к высшим достижениям. Они помогут вам развить

Умереть молодым как можно позже — это вызов, который бро­сает нам жизнь

и запомнить четыре правила эффективной дея­тельности лидера: надежда, гуманность, скромность и юмор — и крайне важное ощущение «потока», которое не даст угаснуть вашему энтузиазму. Уме­реть молодым как можно позже — это вызов, ко­торый бросает нам жизнь. Тот, кто открыто его принимает, каждый день, каждый час спрашивает: «А что, если...?» и «Что следующее?»

Рекомендуемая дополнительная литература

Для тех читателей, кто хочет узнать об источниках этой» книги, в данной главе перечислены сначала мои работы, а затем серия книг, которые вне­сли свой вклад в создание теории о лидерстве и организациях.

КНИГИ КЕТС ДЕ ВРИС

Kets de Vries, M. F. R. (1980) Organizational Paradoxes: Clinical Approaches to Management. New York: Rout-ledge.

Kets de Vries, M. F. R. (1989) Prisoners of Leadership. New York: Wiley.

Kets de Vries, M. F. R. (1993) Leaders, Fools, and Impostors. San Francisco: Jossey-Bass.

Kets de Vries, M. F. R. (1995) Life and Death in the Executive Fast Lane: Essays on Irrational Organizations and their Leaders. San Francisco: Jossey-Bass.

Kets de Vries, M. F. R. (1996) Family Business: Human Dilemmas in the Family Firm. London: International Thompson Business Press.

Kets de Vries, M. F. R. (2001a) Struggling with the Demon: Perspectives in Individual and Organizational Irratio­nality. Garden City, NJ: Psychosocial Press.

Kets de Vries, M. F. R. (2002b) Meditations on Happiness. London: Ebury Press.

Kets de Vries, M. F. R., with Florent-Treacy, E. (1999) The New Global Leaders, Percy Barnevik, Richard Branson, and David Simon and the Making of the International Corporation. San Francisco: Jossey-Bass.

Kets de Vries, M. F. R., and Miller, D. (1984) The Neurotic Organization. San Francisco: Jossey-Bass.

Kets de Vries, M. F. R., and Miller, D. (1988) Unstable at the Top. New York: New American Library.

Kets de Vries, M. F. R., and Perzow, S. (1991) Handbook of Character Studies. New York: International University Press.

КНИГИ ДРУГИХ АВТОРОВ

American Psychiatric Association (1994) Diagnostic and Statistical Manual of the Mental Disorders, DSM-IV.

4th edn. Washington: American Psychiatric Association. Arieti, S. (1976) Creativity: The Magic Synthesis. New York: Basic Books. Bass, B. M. (1990) Bass and Stogdill's Handbook of Leadership. 3rd edn. New York: Free Press. Bennis, W., and Nanus, B. (1985) Leadership. New York: HarperCollins. Bettelheim, B. (1976) The Uses of Enchantment. New York: Alfred A. Knopf. Bion, W. R. (1959) Experiences in Groups. London: Tavistock. Bowlby, J. (1969) Attachment and Loss. Vol. 1: Attachment. New York: Basic Boob. Chandler, A. D. (1962) Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Enterprise. Cambridge,

MA: MIT Press.

Collins, J. C, and Porras, J. I. (1994) Build to Last. New York: HarperBusiness. Crozier, M. (1964) The Bureaucratic Phenomenon. Chicago, IL: University of Chicago Press. Csikszentmihalyi, M. (1990) Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York Harper & Row. Davonloo, H. (2000) Intensive Short-Term Dynamic Psychotherapy. New York: Wiley. Dement, W. C. (1999) The Promise of Sleep. New York: Random House. Erikson, E. H. (1963) Childhood and Society. New York: W. W. Norton. Fenichel, O. (1945) The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: W. W. Norton.

МИСТИКА ЛИДЕРСТВА

Frankl, V. (1962) Man's Search for Meaning: An Introduction to Logotherapy. Boston: Beacon Press.

Freud, S. (1921) 'Group psychology and the analysis of the ego' in J. Strachey (ed.) The Standard Edition of the Complete Psychological Works ofSigmund Freud (Vol. 7). London: Hogarth Press and Institute of Psycho­analysis.

Freud, S. (1929) 'Civilization and its discontents; in f. Strachey (ed.) The Standard Edition of the Complete Psy­chological Works ofSigmund Freud (Vol. 21). London: Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis.

Freud, S. (1933) 'New introductory lectures' in J. Strachey (ed.) The Standard Edition of the Complete Psycholo­gical Works ofSigmund Freud (Vol. 22). London: Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis.

Fromm, E. (1951) The Forgotten Language. New York: Grove Press.

Gabriel, Y. (1999) Organizations in Depth. London: Sage.

Geertz, C. (1973) The Interpretation of Cultures. New York: Basic Books.

Goleman, D. (1995) Emotional Intelligence. London: Bloomsbury.

Greenberg, J. R., and Mitchell, S. A. (1983) Object Relations in Psychoanalytic Theory. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Hall, E. T. (1959) The Silent Language. Greenwich, CT: Fawcett Publications.

Hofstede, G. (1991) Culture's Consequences: Software of the Mind. New York: McGraw-Hill.

Hogan, R. Т., Johnson, J., and Briggs, R. (eds) (1997) Handbook of Personality Psychology. New York: Morgan Kaufmann.

Jung, C. G. (1973) Psychological Reflections: A New Anthology of His Writings. Princeton: Princeton University Press.

Kernberg, O. (1985) Internal World and External Reality. New York: Jason Aronson.

Kohut, H. (1971) The Analysis of the Self. New York: International Universities Press.

Kouzes, J. M., and Posner, B. Z. (1995) The Leadership Challenge. San Francisco: Jossey-Bass.

Laing, R. D. (1960) The Divided Self. London: Tavistock.

Lefcourt, H. M. (1976) Locus of Control. New York: Wiley.

Lemma-Wright, A. (1995) Invitation to Psychodynamic Psychology. London: Whurr Publishers.

Levinson, D. (1978) The Seasons of Man's Life. New York: Alfred A. Knopf.

Levinson, H. (1982) Executive. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Lichtenberg, J. (1989) Psychoanalysis and Motivation. Hillsdale, NJ: Analytic Press.

Lorenz, K. (1966) On Aggression. London: Methuen.

Luborsky, L, and Crits-Cristophe, P. (1998) Understanding Transference: The Core Conflictual Relationship Theme Method. Washington: American Psychological Organization.

Malan, D., and Osimo, F. (1992) Psychodynamics, Training, and Outcome in Brief Psychotherapy. Oxford: Butter-worth Heinemann.

McCullough Vaillant, L. (1997) Changing Character. New York: Basic Books. Millon, T. (1996) Disorders of Per­sonality: DSMIV and Beyond. New York: John Wiley.

Mintzberg, H. (1973) The Nature of Managerial Work. New York: Harper & Row.

Mintzberg, H. (1979) The Structuring of Organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

Morgan, G. (1986) Images of Organization. London: Sage.

Pfeffer, J. (1998) The Human Equation: Building Profits by Putting People First. Boston, MA: Harvard Business School Press.

Schein, E. (1985) Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Jossey-Bass.

Selye, H. (1974) Stress without Distress. New York: New American Library.

Shapiro, D. (1965) Neurotic Styles. New York: Basic Books.

Sheehy, G. (1995) New Passages. New York: Ballantine Boob.

Storr, A. (1979) The Art of Psychotherapy. New York: Methuen.

Sullivan, H. S. (1953) The Interpersonal Theory of Psychiatry. New York: W. W. Norton.

Trompenaars, F. (1993) Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business. Avon: The Bath Press.

Vaillant, G. E. (1977) Adaptation to Life. Boston: Little, Brown.

Watzlawick, P., Weakland, J., and Frisch, R. (1974) Change: Principles of Problem Formation and Problem Resolu­tion. New York: W. W. Norton.

White, R. (1966) Lives in Progress. New York: Holt, Rinehart and Winston.

ZaleznikjA. (1966) Human Dilemmas of Leadership. New York: HarperCollins.

Zaleznik, A. (1989) The Managerial Mystique. New York: Harper & Row.



Наши рекомендации