Сущность и классификация организационных коммуникаций
Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Ее получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Невозможно переоценить важность коммуникации в функционировании системы управления.
Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.
Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.
На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку. В менеджменте коммуникация - это обмен информацией между людьми. На основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации.
Коммуникация может иметь место, если общающиеся люди понимают друг друга, т. е. у них имеется общий социальный опыт или они говорят на одном языке. Коммуникаций не бывает без информации, т. е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса, чем люди обмениваются при коммуникации.
Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации. Управленческую информацию различают как:
исходную, она кладется в основу принятия решений;
• организационную, она используется при реализации решений;
• регулирующую, она сопровождает управленческое решение исуществует в виде определенных правил, предписаний, норм, рекомендаций;
• учетно - контрольную, она использует на завершающем этапе управленческого цикла
Управленческую информацию можно подразделить на:
· внутреннюю;
· внешнюю.
Внутренняя информация - это информация непосредственно о данной организации и ее внутренних переменах (цели, задачи, структура, технология, люди). Внешняя - об окружающей организацию среде.
По предназначению управленческая информация может быть:
• открытой
• для служебного пользования;
• секретной;
• совершенно секретной;
• овершенно секретной особой важности;
Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные. Выбор средств зависит от характера информации, ее вида, возможностей, которыми располагают отправитель и получатель информации. В современный период все большее применение находят технические средства передачи и получения информации - радио, телефон, факс. Огромные возможности для получения и хранения информации имеют современные компьютеры. Наметились тенденции к сокращению письменной информации, но полностью избежать этого способа передачи информации нельзя.
Управляющая информация выполняет в организации следующие задачи:
• обслуживание функции управления - от подготовки и принятия решения до подведения результатов его выполнения;
• связывает подразделения организации и обеспечивает контакты с внешней средой;
• обеспечивает движение к заданной цели, позволяя выбрать определенную линию поведения.
Буквально все организации перерабатывают, используют информацию.
Важно знать об управленческой информации:
• какая исходная информация необходима для принятия решения;
• в каких информационных документах оформляется решение;
• какими средствами доводится исходная директивная информация до объекта управления, исполнителей;
• какая информация о ходе результатов выполнения решения должна даваться органу управления с различных участков управляемого объекта;
• кто обязан давать эту информацию, в какое время и при каких условиях;
• каким образом оформляется информация, какими средствами передается, по каким каналам;
• кому предназначена информация, в каком объеме и ассортименте она передается для различных уровней;
• пути и средства обеспечения своевременного получения и надежности информации, контроля за ее прохождением;
• проверки достоверности;
• место, методы и технические средства, люди, предназначенные для работы с информацией, получаемой от объекта хранения, переработки и использования, кто использует информацию;
• лица, принимающие на основе полученной информации новые решения и корригирующие старые;
• формы директивной или регулирующей информации,
• периодичность ее передачи, получатели и исполнители, сроки доведения до исполнителей.
Простейшая модель коммуникации выглядит следующим образом:
Сообщение -- Обратная связь
Структура процесса коммуникаций.
• источник (или отправитель);
• сообщение;
• канал;
• получатель;
• обратная связь.
Источник - создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее. Источником может быть:
· организация;
· индивид;
· группа индивидов.
Сообщение - информация, которую источник передает получателю. Большинство сообщений передается в вербальной (словесной) форме, но сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика, графические изображения). Идея, которую хочет отправитель передавать, кодируется, т. е. преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.
Канал - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Общеизвестные каналы - передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты и т. д.
Важно правильно выбрать канал. Чтобы обмен информацией был эффективным, канал должен соответствовать идее, зародившейся на первом этапе, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.