Организация мониторинга системы государственных закупок в Пермском крае
На основе изученных теоретических и практических аспектов мониторинга системы государственных закупок мы обратимся к опыту отдельного региона, с целью применения теоретических подходов и практик организации мониторинга на отдельно взятом субъекте РФ – Пермском крае.
Для начала рассмотрим текущую ситуацию с мониторингом государственных закупок в Пермском крае. В соответствии с «Положением о министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края» (Далее Минторг) одной из функции министерства является проведение «мониторинга планирования, размещения и исполнения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, определяет их эффективность и анализирует результаты мониторинга» [29, ст. 3].
Источниками информации для мониторинга, осуществляемого Минторгом, является:
• статистическая «Форма 1-торги» предоставляемая заказчиками;
• общероссийский официальный сайт (далее ООС) «www. zakupki.gov.ru»;
• региональный информационный ресурс в сфере размещения заказов Пермского края «http://goszakaz.perm.ru».
С 2009 г. в составе Минторга действует Управление по государственным закупкам. Управление состоит из трех отделов (табл. 2):
• отдел размещение заказов;
• отдел методологии и прогнозирования;
• отдел автоматизации.
Таблица 2
Деятельность отделов Управления государственных закупок по мониторингу
Отдел | Вид мониторинга | Подвиды мониторинга | Источник информации |
отдел автоматизации | оперативный мониторинг | ‒ мониторинг электронных аукционов; ‒ мониторинг объявленных закупок; ‒ мониторинг способов закупок; ‒ мониторинг контрактов; ‒ мониторинг закупок у субъектов малого предпринимательства; ‒ мониторинг закупок у единственных поставщиков | - общероссийский официальный сайт; - информация с электронных площадок |
отдел методологии и прогнозирования | общий мониторинг | - мониторинг размещения заказов; - мониторинг федеральных сайтов | - статистическая «Форма №1-торги» - федеральные сайты в сфере размещения заказов |
Сост. по источнику: Положения об отделах Управления государственными закупками Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края
Согласно Положениям об Отделе методологии и прогнозирования и Отделе автоматизации в задачи отделов входит осуществление мониторинга государственных закупок.
Отдел автоматизации осуществляет еженедельный и ежеквартальный оперативный мониторинг [31, ст. 5]:
• объявленных закупок государственных и муниципальных органов Пермского края;
• электронных аукционов, размещенных государственными и муниципальными органами Пермского края;
• государственных контрактов заключенных за счет бюджетных и внебюджетных средств Пермского края и Территориального отделения Федерального обязательного медицинского страхования.
Таким образом, оперативный мониторинг включает в себя следующие подвиды мониторинга:
• мониторинг электронных аукционов;
• мониторинг объявленных закупок;
• мониторинг способов закупок;
• мониторинг контрактов;
• мониторинг закупок у субъектов малого предпринимательства;
• мониторинг закупок у единственных поставщиков.
Каждый из видов мониторинга имеет определенные параметры, которые анализируются в отчетный период.
Источниками оперативного мониторинга является информация размещенная:
1) на общероссийском официальном сайте;
2) размещенной на электронных площадках, отобранных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
В соответствии с Положением «Об отделе методологии и прогнозирования» – отдел «проводит ежеквартальный мониторинг, анализ и оценку планирования, размещения и исполнения заказов на поставки товаров, работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений на основе информации, представленной государственными органами и органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пермского края» (рис. 2).
Из выше изложенного следует, что отдел осуществляет общий мониторинг и источником для него выступает:
1) региональный информационный ресурс в сфере размещения заказов Пермского края «http://goszakaz.perm.ru»;
2) статистическая «Форма №1-торги»;
3) информация, предоставляемая заказчиками:
• о структуре размещенного заказа по видам ТРУ по установленной форме;
• об общей стоимости контрактов, заключенных с пермскими поставщиками;
• о количестве специалистов, прошедших обучение.
Необходимо отметить, что законодательно закреплена ответственность за нарушение порядка предоставления статистической информации, а равно предоставление недостоверной информации (рис. 3):
1) В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях – наложение административного штрафа в размере от 3,0 до 5,0 ты с. руб. на должностное лицо, ответственное за предоставление статистической информации [ст. 13.19,1];
2) В Законе РФ от 13.05.1992 №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности» – возмещение в установленном порядке органам статистики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при предоставлении искаженных данных или нарушений сроков предоставления отчетности [3, ст. 2].
Так же отдел осуществляет ежедневный мониторинг федеральных сайтов в сфере размещения заказов.
Среднее количество обращений к сайту Госзаказ Пермского края в сутки в среднем в 2010 г. составило 70 267, в 2011 г. – 40 728. Уменьшение связано с обязанностью размещения извещений о закупках вместо региональных сайтов субъектов РФ на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru (83).
В 2010 г. сайт «Госзаказ Пермского края» занял пятое место в Рейтинге информационной доступности, проведенном Институтом Развития Свободы Информации среди официальных сайтов о закупках (сайтов 84 регионов и федерального сайта).
Полученная оценка является лучшим подтверждением обеспечения доступности, гласности и прозрачности системы размещения заказов в Пермском крае.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. №322 введены 4 показателя для мониторинга размещения государственных заказов (табл. 3). Данные показатели исследуются отделом методологии и прогнозирования в соответствии с предоставляемыми данными Росстата по статистической «Форме №1-тоги» [17, ст. 15]. Мониторинг проводится для оценки деятельности субъектов РФ в сфере размещения заказов.
Методология расчета показателей относится к компетенции Минэкономразвития России. В инструкциях по подготовке докладов о достигнутых значениях показателей даны формулы расчета на основе данных статистического отчета по «Форме № 1-торги». Письмом Минэкономразвития России от 13.04.2011 № 7202-ЛА/Д22 дополнительно разъяснено заполнение заказчиками «Формы № 1-торги». Рассмотрим, каким образом, происходит расчет представленных показателей.
1) Показатель 295.1 «Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика, в общей стоимости заключенных контрактов» рассчитывается следующим образом:
(1)
Снижение значения показателя 295.1. свидетельствует об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.
2) Показатель 295.2 «Доля контрактов, заключенных путем запросов котировок, по результатам несостоявшихся торгов, запросов котировок у единственного поставщика, закупок малого объема, в общем количестве заключенных контрактов, за исключением контрактов, заключенных с единственным поставщиком без проведения торгов» рассчитывается так:
(2)
3) Показатель 295.3 «Среднее количество поставщиков, принявших участие в одном конкурсе, аукционе, закупке (единиц)». Данный показатель высчитывается по формуле:
(3)
Показатель анализируется в сопоставлении с аналогичными среднероссийскими значениями показателей.
4) Показатель 295.4 «Доля стоимости государственных (муниципальных) контрактов, осуществленных посредством электронных аукционов, в общей стоимости государственных (муниципальных) контрактов (процентов)».
(4)
Рост значения данного показателя свидетельствует об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ