Методические рекомендации к написанию кейса по компании
Методические указания по разработке курсового проекта
по дисциплине«Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента»
(специализированная магистерская программа Стратегическое и корпоративное управление)
Цель курсового проекта – углубить теоретические и конкретизировать практические знания студентов по изучаемой дисциплине, полученные в ходе текущих занятий, развить способности к постановке и решению стратегических проблем, отработать навыки применения инструментов стратегического менеджмента.
Тема курсового проекта: Сценарно - стратегический анализ и обоснование стратегий развития компании с использованием инструментов и техник стратегического менеджмента.
Курсовой проект состоит из двух частей: группового и индивидуального проектов. Групповой проект представляет собойкейс-анализ и диагностику проблемной ситуации реальной компании с использованием инструментов и техник стратегического менеджмента. Аналитическая часть работы, общие выводы и рекомендации выполняются группой студентов. Индивидуальный проект студента содержит конкретные стратегические решения и мероприятия, направленные на практическое осуществление одной из предложенных в групповом проекте стратегий (по конкретному аспекту, который определен в индивидуальном задании студенту) и их обоснование на основе анализа теоретических концепций и моделей, а также результатов группового кейс – анализа.
Отраслевой и региональный рынок, а также тип анализируемых компаний определяются преподавателем дисциплины. Реальная компания для кейс - анализа согласовывается с руководителем курсового проекта. Состав группы утверждается преподавателем дисциплины.
Общие требования к курсовому проекту
Общие требования к содержанию группового проекта
Методические рекомендации к написанию кейса по компании
Исходя из специфики отраслевого и регионального рынка, а также типа анализируемых компаний, осуществляется выбор бизнеса реально функционирующей на рынке компании и ее ключевых конкурентов. Максимально используя информацию и выводы по рынку[1] и (или) компаниям и бизнес-моделям, проработанным в первом разделе курса «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента», группа разрабатывает кейс с описанием проблемной ситуации этой компании. Каждый из членов группы является ответственным за написание[2] определенной части кейса. Оцениваться будет как кейс в целом (если он разработан полностью), так и его отдельные части, подготовленные студентами индивидуально.
Кейс должен содержать объективные факты/данные, касающиеся истории развития компании, внешней макро и микро среды, в которой работает (работала) компания, ее клиентов и партнеров, а также внутренних особенностей самой фирмы и ее ключевых конкурентов, включая реализуемые ими решения и проекты (в прошлом, в настоящий момент, на перспективу). Работа по составлению кейса предполагает поиск, проработку и агрегирование информации из различных источников, включая Интернет - ресурсы, интервью руководителей и клиентов компании. Желательно максимально использовать количественные данные и оценки (из официальных источников, обзоров специализированных организаций, рейтинговых агентств, консалтинговых компаний). Завершенный кейс должен содержать только объективные данные об объекте и его окружении, мнения различных стейкхолдеров, избегая оценочных суждений со стороны студентов группы, быть четко структурированным, характеризоваться логичностью изложения. Выявленная проблемная ситуация должна обязательно содержать стратегические противоречия, спорные моменты и неоднозначные оценки. От качества и полноты информации в кейсе зависит возможность корректного применения инструментов, качество последующего кейс - анализа и обоснованности принимаемых студентами решений, то есть качество курсового проекта в целом. Желательно также избегать излишней информации, которая не будет затем использоваться в целях стратегической диагностики и выбора.
В общем случае структура кейса и содержание информации следующие:
1. История и этапы развития компании.
2. Основные виды бизнесов, их краткая характеристика и значимость для компании, основная бизнес-модель, позиционирование.
3. Описание ключевых особенностей макро- и микроокружения, в котором работает компания в данный момент, а также состояния внешней среды в предшествующие 10-20 лет. Ориентировочно информация должна позволять оценить стадию развития, границы и привлекательность отрасли, в которой функционирует компания, страновые или региональные особенности, традиционные и только формирующиеся политические, экономические, социальные и технологические тенденции, силу поставщиков, конкурентов (внешних и внутренних), потребителей и товаров-заменителей, особенности формирования ценности (стоимости) продукта или услуги.
4. Информация о внутренних особенностях компании в целом и ее отдельных функций: ее ресурсы, способности, компетенции, внутренние бизнес-процессы.
5. Структура корпорации целом и ее отдельных бизнес-подразделений (в зависимости от типа организационно-правовой формы компании).
6. Описание конкурентной среды в отрасли: определение количества конкурентов, их позиционирование, стратегии, относительная конкурентная сила, наблюдаемый стиль поведения, внутренние особенности (отличия от остальных компаний, бренды, финансовые показатели деятельности), реализуемые проекты (инвестиционные и организационные), приоритетные направления развития, заявляемые их руководством, положение компании в отрасли в сравнении с основными конкурентами.
7. Приоритетные направления развития компании, отдельных направлений ее деятельности и функций, заявляемые руководством, каскадируемые сотрудникам, клиентам и другим стейкхолдерам.
8. Стратегические проекты (реализованные, осуществляемые в текущий момент и намечаемые), связанные с развитием производства, освоением новых рынков, разработкой новых технологий, реструктуризацией, обучением персонала и т.д.
9. Имидж компании и оценка ее деятельности ключевыми стейкхолдерами.
При написании кейса и проведении кейс-анализа желательно руководствоваться информацией, приведенной в Методических материалах к лекциям и практическим занятиям по дисциплине «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» раздел Методы стратегического менеджмента» (части 1-5). В дополнение в качестве ориентиров - «контрольного» перечня факторов внешней и внутренней среды можно выделить следующие:
Потенциально сильные внутренние стороны компании
- разнообразие видов продукции
- широкий охват рынка
- высокий уровень компетентности в производстве
- высокое качество маркетинговых исследований
- высокое качество менеджмента
- компетентность и лидерство в исследованиях и разработках
- достоверность и качество информации
- компетентность человеческих ресурсов
- высокая репутация торговой марки
- мастерство управления портфелем товаров и компетенций
- конкурентное преимущество (в затратах, дифференциации, скорости, инновациях,…)
- экспертиза рискованных мероприятий
- соответствие организационной структуры и стратегии
- развитость и согласованность элементов системы управления
- способность управлять стратегическими изменениями
- развитость корпоративной стратегии
- высокое качество финансового менеджмента
- высокий стратегический потенциал фирмы
- другие преимущества и способности.
Потенциально слабые внутренние стороны
- устаревшие, не пользующиеся спросом виды продукции
- низкий уровень производственного потенциала
- рост затрат на производство
- плохой маркетинговый план
- инновационный спад в исследованиях и разработках
- неадекватность информационной системы потребностям фирмы
- несоответствие состава и компетентности людских ресурсов
- потеря имиджа и репутации торговой марки
- низкое качество управления портфелем товаров
- низкое качество системы материально-технического обеспечения
- несоответствие организационной структуры и стратегии
- неуправляемый и нецеленаправленный рост фирмы
- утрата корпоративного направления
- конфликты при выборе и реализации политики фирмы
- низкое качество финансового менеджмента
- низкий стратегический потенциал фирмы
- другие недостатки и узкие места.
Потенциальные благоприятные возможности
- расширение ядра бизнеса
- освоение новых сегментов рынка
- расширение номенклатуры продукции
- получение конкурентных преимуществ в затратах и дифференциации
- вложение капитала в новый развивающийся вид бизнеса
- расширение на внешние рынки, глобальной экспансии
- применение разработок и исследований в новых сферах
- проникновение в новые смежные виды бизнеса
- прямая и обратная вертикальная интеграция
- расширение бизнес и продуктового портфеля
- преодоление барьеров вхождения в отрасль
- снижение соперничества между конкурентами
- новые выгодные предложения сотрудничества
- использование торговой марки фирмы в новых областях
- увеличение роста рынка
Потенциальные угрозы