I. Психологическая характеристика ВРД
Деятельность- специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Д- направляемое мотивированной целью взаимодействие человека с природой и обществом. Деятельность человека, направленную на достижение ближащей цели называют единицей жизни.
Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация труда целых коллективов, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность и т.п. Деятельность человека , связанную с использованием языка называют речевой деятельностью. . Основным признаком РД является обязательное наличие вербальных операций, т.е. ментальных или моторных ( в том числе артикуляционных) актов, связанных непосредственно с использованием средств языка в процессе порождения / восприятия текста.
Речевая деятельность- активный , целенаправленный , опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений ( Зимняя, 1985). Толкование понятия РД у разных авторов неодинаково : даже существовала точка зрения, что в действительности есть только система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность (Леонтьев А..А., 1970) . Для современной МПИЯ характерно достаточно четкое разграничение “ трех аспектов языковых явлений “ ( Л.В. Щерба) , подлежащих усвоению на занятиях по языку ( язык- речь- РД) и рассмотрение РД в качестве ведущего аспекта при практической направленности обучения.
Деятельности, включающей только речевые действия, не существует. Речевые действия (действие, составляющее элемент РД) в любом случае перемежаются с умственными, двигательными и др. РД может быть различных видов: чтение, говорение, перевод, редактирование, корректирование, реферирование и др. Но если отбросить профессиональные ВРД, то появляется возможность различать 4 основных ВРД: говорение, аудирование, чтение и письмо.
а) продуктивные виды деятельности: говорение и письмо. Продукт - произведенный- вещественный или нематериальный результат человеческого труда ( предмет, идея, научное открытие в нашем случае - слово)
б) рецептивные виды деятельности: аудирование и чтение. Рецепция - прием
И.А. Зимняя считает, что все эти виды речевой деятельности имеют много общего, и в тоже время они отличаются друг от друга по многим параметрам. Главными среди этих параметров являются следующие: а) характер вербального общения ; б) роль РД в вербальном общении; в) направленность РД на прием или выдачу сообщения; г) связь со способом формирования и формулирования мысли, т.е. с речью; д) характер внешней выраженности;
е) характер обратной связи.
В процессе обучения иноязычному общению нельзя недооценивать ни один из ВРД, в силу их тесной взаимосвязи и возможности осуществлять перенос одного ВРД на другой.
Рассмотрим общность и их различия
1. Чтение - рецептивный ВРД, имеющий своей целью извлечение информации из письменного текста.
Аудирование - рецептивный ВРД , предполагающий не просто слуховое восприятие, но и восприятие речи с ее пониманием. Сущность Аудирования заключается в том, чтобы слуховыми анализаторами выделить воспринимаемый объект и узнать его, сопоставив с хранящимися в ДВП эталоном. Первое действие называется различением, а второе - узнаванием. Для того чтобы различать и узнавать иноязычную речь, необходима перестройка речевых механизмов, приспособленных к родному языку. Основными механизмами А. Являются : речевой слух, вероятностное прогнозирование и проговаривание. Кроме того, эффективность А. Зависит и от развития памяти, в том числе и оперативной памяти.
Чтение и аудирование ( общая схема восприятия речи, аналогичная характеристика предмета, продукта и результата деятельности при Ч и А; общность фукционирования механизмов, в качестве которых выступает память, вероятностное. прогнозирование и осмысление, общность субъективных. и
объективных. факторов, обусловливающих успешность восприятия и понимание речи).Различия в этих ВРД связаны с аналитико-синтетической фазой слушания и чтения, а именно с разной психолог. характеристикой этапа вербального сличения.
2. Говорение – вид речевой деятельности, характеризующийся продуктивностью (репродуктивностью и использованием устной формы речи. Различают неварьируемое говорение- воспроизведение готовых фраз, варьируемое говорение- комбинирование клишированных оборотов, свободное говорение- самостоятельная продукция речевых произведений.
Письмо- продуктивный вид речевой деятельности, объектом которого является письменная речь. При обучении письму различают :
а) овладение графической, а потом орфографической системами языка;
б) овладение ПР как средством коммуникации.
Говорение и письмо ( идентичность схем речепорождения, аналогичная характеристика продукта и результат деятельности при говорении и письме,
общность механизмов; общность факторов, обеспечивающих успешность развития говорения и письма).Различия связязаны с различными характеристиками речи или уст. и письменного. способа формирования и продуцирования мысли.
Существует сходство между рецептивными. и продуктивными. ВРД : наличие идентичной. схемы воспроизведения./ порождения Т, общность психофизиологических. механизмов, общность. факторов, обеспечивающих условия функционирования.