Выходное сообщение: основные характеристики
Оформление выходного сообщения представляет собой заключительный этап переводческого процесса, то есть это и есть этап создания конечного продукта — текста перевода. В последовательном переводе выходное сообщение может оформляться только в устной форме. Следовательно, первой характеристикой выходного сообщения является оформление в устной речи.
Характеристики выходного сообщения схожи с характеристиками исходного сообщения или аналогичны им. Поскольку исходное сообщение развертывается во времени и представляет собой монологическое ораторское выступление, то и выходное сообщение оформляется в монологической речи, аего длина зависит от длины исходного сообщения.
Выходное сообщение в последовательном переводе отделено от исходного сообщения во времени. В отличие от синхронного или зрительных видов перевода последовательный перевод осуществляется безнепосредственной опоры на исходное сообщение. Переводчик в момент оформления перевода испытывает значительно меньшее влияние языковых средств исходного сообщения. А. Ван Хооф: «Последовательный перевод есть своего рода синхронный перевод, разделенный на два этапа: первый этап состоит в переводе от языка оригинала к нейтральному языку, состоящему из записей переводчика; второй — в переходе от записей к языку пере-
312 В.В.Сдобников, О.В.Петрова ♦ ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА
вода. Этот анализ механизма последовательного перевода показывает, что здесь нет перевода в собственном смысле слова»428.
Предложенная А. Ван Хоофом структура переводческого акта в условиях последовательного перевода свидетельствует о том, что последовательный перевод не предполагает непосредственного перехода от одной языковой системы к другой языковой системе, а именно подобный переход и есть то, что А. Ван Хооф называет «переводом в собственном смысле». Данная трактовка заставляет вспомнить положения концепции И.И.Ревзина и В.Ю.Розенцвейга, которые писали о двух разных процессах перевода. Один процесс они называют собственно переводом, другой — интерпретацией. Перевод, по их мнению, имеет место в условиях синхронного перевода, когда осуществляется непосредственный переход от единиц ИЯ к единицам ПЯ42'. Интерпретация определяется следующим образом: «...переводчик воспринял некоторую речевую последовательность, от этой последовательности он переходит к ситуации, рассматривает эту ситуацию, затем, полностью абстрагируясь от сообщения, которое ему было передано, а только имея в виду данную ситуацию, переводчик сообщает об этой ситуации другому лицу»430. Заметим, что описание интерпретации И.И.Ревзиным и В.Ю.Розен-цвейгом очень напоминает основные положения интерпретативной теории перевода Д.Селеско-вич и М. Ледерер431.
428Миньяр — БелоручевР. К. Последовательный перевод (Теория и методы обучения). М.: Воениздат, 1969. С. 91-92.
429 Р е в з и н И. И., Р о з е н ц в е й г В. Ю. Основы общего и машинного
перевода. М.: Высш. шк., 1964. С.56-59.
430 Там же. С. 57.
431 См., например, SeleskovitchD. Interpreting for Internationd
Conferences. Washington, 1994; Комиссаров В. Н. Общая теори*
перевода (Проблемы переводоведения в освещении зарубежных учс-
ных).М.: ЧеРо, 1999; а также раздел «Интерпретативная модель пе
ревода» в настоящем учебнике.
ЧАСТЬ V. Основы специальных теорий перевода 313
В этом плане последовательный перевод интересен тем, что в ходе его имеют место элементы интерпретации, поскольку на языке-посреднике, то есть в записях, фиксируются опорные пункты — следы мыслей, и лишь обращение к ситуации позволяет восстановить в памяти мысли в их более или менее полном объеме. Это принципиально важное положение, ибо подобный процесс делает малоэффективным языковые эквиваленты, которыми в изобилии располагает опытный устный переводчик. Если успешность работы синхрониста во многом определяется тем, насколько быстро и автоматизировано появляется в его голове языковой эквивалент только что воспринятого им отрезка речевой цепи, то в последовательном переводе эти первичные импульсы (т.е. смысловые речевые единицы на исходном языке) при оформлении перевода не наблюдаются, а есть лишь смысловые опорные пункты, т.е. следы мыслей. Если же ограничиться нахождением эквивалентов к смысловым опорным пунктам, то выходное сообщение окажется неполным, так как будет содержать только схему мыслей оратора. Оформление перевода обязательно предполагает обращение к действительности путем восстановления в памяти имевшей место ситуации.
В практическом плане это выглядит следующим образом: еще не начав переводить, переводчик старается уловить в целом прагматическую направленность ситуации: цель беседы и встречи, взаимоотношения ее участников и т.п. Сообразуясь с указанными обстоятельствами, переводчик создает новый текст на ПЯ, отражающий в необходимой степени смысл исходного текста и отображающий вышеуказанные обстоятельства. При устном переводе, особенно при переводе со смысловой, идеографической записью, переводчик широко практикует то, что В.Н.Комиссаров называет денотативной моде-лью перевода (по сути, интерпретацию в представлении И.И.Ревзина и В.Ю.Розенцвейга), т.е. перевод-
314 В.В.Сдобников, О.В.Петрова ♦ ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА
чик, не заботясь о форме, в которой Источник выразил некую информацию, передает ее в манере, присущей языковому коллективу ПЯ. Как отмечает Т.В.Воеводина, особенно это относится к синтаксису в широком смысле слова, т.е. к организации высказывания, к способу развития определенной логической информации в речи. Хороший устный переводчик, как справедливо замечает Т.В.Воеводина, никогда не копирует иноязычную организацию высказывания, даже когда это вполне возможно (курсив мой. - B.C.)432.
В этом смысле переводчик уподобляется оратору, который не зачитывает свою речь вслух, а творит ее, стремясь развернуть свои мысли в речевую цепь.
Таким образом, выходное сообщение в последовательном переводе оформляется на уровне продуктивной индивидуальной речи.