В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика юриста» студент должен
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский государственный университет
Юридический факультет
Утверждаю: Ректор ___ «____»________________20____ г. |
Рабочая программа дисциплины
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА»
Направление подготовки
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Иваново 2010
Цели освоения дисциплины
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030900 Юриспруденция и начинает готовить студента-юриста к экспертно-аналитической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, организационно-управленческой видам деятельности
Целью изучения данной дисциплины является выработка у студентов системы знаний о том, что является предметом и задачами профессиональной этики юристов; каковы представления об общечеловеческих началах этики и каковы этические критерии, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность юристов; в чем нравственная специфика деятельности по отправлению правосудия.
Задачами курса являются:
- знакомство с основными положениями этической теории;
- формирование способности анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;
- воспитание у студентов важнейших для юриста нравственных качеств: гуманизма, справедливости, высокой гражданской ответственности, чувства долга, чести, верности слову и т.п.;
- формирование потребности в систематической нравственной рефлексии и способности к предупреждению негативных явлений в юридической практике.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриатаБ.1. Вариативная часть.
Учебная дисциплина «Профессиональная этика юриста» изучается студентами после освоения части курсов профессионального цикла. Курс является составной частью цикла Б. 1 − вариативная часть. Концептуально курс, читаемый во втором семестре, связан с дисциплиной «Философия», изучаемой на втором курсе.
Для успешного освоения курса студент должен отвечать следующим характеристикам:
· иметь представление о взаимосвязи оснований (причин) и следствий;
· владеть основами формально-логического мышления;
· владеть навыками структурирования мысли и аргументации;
· осуществлять самостоятельный поиск необходимых материалов в библиотеке с помощью библиографического каталога;
· осуществлять самостоятельный поиск в сети Интернет
· уметь составлять конспекты изучаемой литературы и источников;
· быть готовым к проблемному диалогу;
· уметь грамотно и четко излагать собственные мысли.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных и профессиональных компетенций:
ОК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2 - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ПК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-9 - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика юриста» студент должен
Знать:
v основные категории этики, сущность, структуру и функции морали (ОК-1, ОК- 2);
v основные нравственные принципы профессиональной деятельности юриста (ОК-2);
v требования, сформулированные в кодексах профессиональной этики соответствующих юридических специальностей (ОК-1, ПК-19)
v причины, признаки и направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов (ОК-5, ОК-6)
Уметь:
v применять на практике требования, сформулированные в кодексах профессиональной этики различных юридических специальностей (ОК-1, ОК- 2, ПК-19);
v объяснять нравственные основы права, правоохранительной деятельности (ОК-1, ОК- 5, ПК-19);
v добросовестно выполнять основные требования служебного этикета (ОК-1, ОК- 6, ПК-19);
Владеть:
v навыками эффективного осуществления правового воспитания (ОК-1, ОК- 6, ПК-19);
v способностью анализировать правовые явления с позиций принципов законности, нравственности и гуманизма (ОК-5, ОК- 6, ПК-19);
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Аудиторная нагрузка - 51 час.
лекции – 20 часов
семинары – 31 час
Самостоятельная работа - всего 57 часов.
— подготовка к семинарским занятиям, практикумам, коллоквиумам, выступлениям, эссе – 22 часа;
— подготовка к итоговым аттестациям; - 16 часов.
— подготовка к зачету, экзаменам, консультации - 19 часов.
Неделя семестра | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Л | С | СР | Всего | ||||
Итоговая аттестация - зачет | |||||||
1-3 | Лекция 1. Понятие морали. Мораль и право. | Контроль посещаемости | |||||
1-3 | Семинар 1. Понятие морали. Мораль и право. | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям | |||||
Лекция 2. Понятие и виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики юриста. | Контроль посещаемости | ||||||
Семинар 2. Понятие и виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики юриста. | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям | ||||||
Лекция 3 Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности. | Контроль посещаемости | ||||||
5-6 | Семинар 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности. | Контроль посещаемости Доклады / презентации | |||||
Лекция 4. Нравственные основы уголовно-процессуального доказывания | Контроль посещаемости | ||||||
Семинар 4. Нравственные основы уголовно-процессуального доказывания. | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям Доклады / презентации | ||||||
Семинар 5. Этика предварительного следствия и ее особенности. | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям Доклады / презентации | ||||||
Лекция 5 Нравственные начала осуществления правосудия. | Контроль посещаемости | ||||||
Семинар 6. Нравственные начала осуществления правосудия. | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям Доклады / презентации | ||||||
10. | Семинар 7. Этика судебных прений | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям Доклады / презентации | |||||
11. | Лекция 6. Этические основы деятельности представителей отдельных юридических профессий | Контроль посещаемости | |||||
11-13 | Семинар 8. Этические основы деятельности представителей отдельных юридических профессий | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям Доклады / презентации | |||||
Лекция 7. Нравственные требования в корпоративных отношениях. | Контроль посещаемости | ||||||
Семинар 9. Нравственные требования в корпоративных отношениях. | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям Доклады / презентации | ||||||
Лекция 8. Проблема профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов. | Контроль посещаемости | ||||||
Семинар 10. Проблема профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов. | Контроль посещаемости и подготовки к семинарским занятиям Доклады / презентации | ||||||
Зачет | Тестирование |
Содержание учебного материала