Требования к промежуточной аттестации по дисциплине
Основные понятия
Адаптация – процесс привыкания к новым условиям и осваивания новых способов взаимодействия с окружающей действительностью.
Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого; процесс и результат формирования привлекательности партнеров по общению.
Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного влияния индивидов друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и взаимосвязь.
Внутренние ресурсы - качества человека, на которые он может опираться при решении жизненных затруднений.
Внутриролевой конфликт– конфликт, возникающий, когда одна роль требует от человека одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности.
Внушение (лат. suggestio – сугге́стия) – механизм межличностного воздействия на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
Групповая поляризация– вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы. Или: Сдвиг к риску – один их эффектов группы на принятие решений ее членами, состоящий в том, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более радикальными и рискованными, чем решения, принимаемые в одиночку.
Гуманистическое общение – личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.
Диалогическое общение - форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов.
Деиндивидуализация– утрата самосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, обеспечивающих анонимность членов группы.
Конгруэнтность - согласованность и соразмерность элементов, образующих некоторое целое. В практической психологии, конгруэнтность - согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.
Коммуникация– информационный аспект общения, заключающийся в установлении контактов между людьми посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Коммуникативный барьер – внешние и внутренние факторы и причины, мешающие эффективной коммуникации или полностью блокирующие её.
Конфликт – столкновение двух и более сторон, вызванное противоречиями в их интересах, ценностях, сопровождаемое негативными переживаниями и действиями друг против друга.
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.
Нормативное влияниеимплицитно содержит в себе побуждение к соблюдению тех или иных социальных норм. Социальное влияние посредством норм осуществляется сочетанием, с одной стороны, общественных, групповых норм, а с другой – стремлением человека быть "как все", его боязнью непохожести, отличия от других.
Обратная связь — это реакция получателя на сообщение. Она может быть вербальной и невербальной, письменной и устной. С помощью обратной связи мы можем оценивать эффективность нашей коммуникации.
Перцептивная сложность– свойство личности, определяющееся ее способностью к использованию большего или меньшего числа (диапазона) социально-перцептивных оценок другой личности и самого себя (Гончаров А.И.).
Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.
Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
Ритуал -исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.
Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Самораскрытие (англ. self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе др. людям, добровольное открытие др. лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми.
Совесть– моральное «я» человека, осуществляющее контроль и критическую оценку любых поступков человека путем сравнения со шкалой моральных принципов и законов.
Социальный стереотип – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Социально-перцептивный стиль личности – относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению.
Социальная установка (аттитюд)– предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям, детерминирующим социально принятые формы поведения; отношение человека к социальным объектам, сложившееся на основе знания и оценки.
Социальная фасилитация (социальное способствование)– 1) первоначальное значение – тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других.
Сплочение - процесс формирования в группе установки на поиск общих целей, ценностей, взглядов.
Сплочение группы– это процесс, суть которого в укреплении психологических связей в группе, благодаря которым люди считают себя единым целым (чувствуют единство), в чем-то отличным от других подобных образований – у членов группы формируется чувство «мы». Сплоченность выражается в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.
В течение тренинга участники учатся четче осознавать свой внутренний мир, ставить цели, планировать пути их достижения, соотнося с потребностями и целями других людей. Они отрабатывают навыки, позволяющие понимать других людей, расширять набор стратегий установления контактов с партнерами в группе, выражать свое мнение, говорить о своих желаниях, чувствах.
Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
Фасцинация – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».
Фрустрация– 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Эффект последовательности – на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь.
Эффект авансирования – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.
Эффект «ореола» - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.
Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
Эффект первичности – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
Эффект узнавания– эффект, суть которого в том, что повторяющаяся демонстрация одного и того же стимула приводит к его узнаванию и, следовательно, увеличивает привлекательность.
Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
Примерный перечень вопросов к АТТЕСТАЦИИ
1. Основные феномены коммуникации (самораскрытие и самопредъявление (самопрезентация), самомониторинг).
2. Обратная связь в межличностном общении (понятия и параметры обратной связи).
3. Понимание как проблема. Точность понимания другого человека.
4. Механизм взаимопонимания.
5. Возрастные, индивидуальные, и профессиональные особенности восприятия человека человеком.
6. Межличностная аттракция.
7. Механизмы воздействия в процессе общения.
8. Виды общения. Диалогическое общение.
9. Виды общения. Гуманистическое общение.
10.Манипуляция в общении. Манипулятивные техники.
11.Педагогическое общение. Особенности коммуникации и взаимодействия.
12.Факторы, определяющие успешность межличностного понимания в системе отношений учитель-ученик.
13.Общение в условиях массовой коммуникации.
14.Компетентность в общении. Критерии компетентности в общении.
15.Трудности и барьеры общения.
16.Общая характеристика социально-психолгического тренинга (СПТ).
17.Понятие групповой динамики в СПТ.
18.Способы развития компетентности в общении.
19.Коммуникативная составляющая общения.
20.Преодоление барьеров общения.
21. Техники активного слушания.
22. Психологическая совместимость.
23. Общение в стрессовой ситуации.
24. Конфликтное взаимодействие.
25. Факторы межличностного восприятия.
26. Эффекты межличностного восприятия.
27. Вербальная и невербальная коммуникация.
28. Эффективные технологии общения.
Перечень примерных контрольных вопросов
для самостоятельной работы
1. Каковы аспекты анализа общения?
2. Раскройте различные трактовки связи общения и деятельности.
3. Какова роль обратной связи в коммуникации?
4. Охарактеризуйте уровни коммуникации в социальной психологии?
5. В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации?
6. Опишите речь как средство общения.
7. Покажите роль невербальной коммуникации в процессе общения.
8. Дайте характеристику понятия «барьеры общения». В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении?
9. Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему?
10.Какова структура взаимодействия?
11.Назовите условия продуктивного учебного взаимодействия.
12.Изложите основные положения теории трансактного анализа.
13.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия?
14.Охарактеризуйте «симметричность» и «дополнительность» как базовые категории взаимодействия.
15.Охарактеризуйте основные виды и типы взаимодействия.
16.В чем специфика педагогического взаимодействия?
17.Проанализируйте стили педагогического взаимодействия.
18.Назовите исходные основания межличностного познания.
19.Дайте характеристику уровней понимания учителем особенностей личности ученика.
20.Роль социальных установок учителя в восприятии личности ученика.
21.В чем различие между идентификацией и эмоциональной идентификацией? Какие еще механизмы межличностного восприятия вы можете назвать?
22.Назовите важнейшие правила взаимоотношений, следование которым способствует формированию культуры восприятия и понимания.
23.Назовите основные феномены коммуникации.
24.Каковы механизмы воздействия в процессе общения?
25.Охарактеризуйте основные виды общения.
26.Раскройте феномен манипулятивного общения.
27.Назовите способы противостояния манипуляции в общении.
28.Назовите факторы общения в различных сферах деятельности.
29.Каковы способы развития компетентности в общении?
30.Охарактеризуйте конструктивное общение.
31.Назовите формы активного социально-психологического обучения.
32.Назовите особенности социально-психологического тренинга.
33.Какова роль обратной связи в коммуникации?
34.В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации?
35.В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении?
36.Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему?
37.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия?
38.Какова роль социальных установок в восприятии личности партнера по общению?
39.Каковы необходимые условия возникновения конфликта?
40.Каковы основные способы и приемы изменения своего поведения в предконфликтной ситуации?
41.Какие способы и приемы воздействия на партнера вы знаете?
42.В чем заключаются отличительные особенности конструктивной критики?
43.Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?
44.Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса?
45.Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов?
46.Каковы условия, при которых субъект конфликта выбирает:
· стратегию борьбы;
· стратегию ухода;
· стратегию компромисса;
· стратегию уступки;
· стратегию сотрудничества?
47.В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?
48.Что следует понимать под разрешением конфликта?
49.В чем заключаются предпосылки разрешения конфликта?
50.Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?
51.Какие основные правила эффективного общения в конфликте Вы знаете?
52.Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?
53.Какие основные способы избавления от гнева выделил Д.Скотт?
54.Как правильно осуществлять самоконтроль эмоций?
55.Что понимают под манипуляцией?
56.Какие манипуляции основаны на правилах приличия?
57.Какие манипуляции направлены на унижение оппонента.