Цели, задачи и система курса

Конспект лекций по дисциплине

«Информатика и информационные технологии в профессиональной

Деятельности» для заочной формы обучения (направление подготовки 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности»),

Квалификация (степень) специалист

Содержание

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМППЬЮТЕРА …………………………………………………………..
1. Понятие информации ……………………………………………………………
2. Цели, задачи и система курса
3. Информация, ее виды и свойства, единицы измерения …………………….
4. Алгебра высказываний. Базовые логические операции ……………………
5. Логические выражения и функции
АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ …………………………………………………………………...
1. Принципы фон Неймана и классификация ЭВМ ……………………………
2. Архитектура компьютера ……………………………………………………….
3. Программное обеспечение ………………………………………………………
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ …………………………………………………………….
1. Общие понятия и определения …………………………………………………
2. Топология компьютерных сетей и модель взаимодействия открытых систем ………………………………………………………………………………
3. Локальные и глобальные компьютерные сети ………………………………
КОНСАЛТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ …………………………………………………..
1. Теоретические основы информационно-поисковых систем ……………….
2. Справочно-правовые системы …………………………………………………
3. Система «Консультант +» ………………………………………………………
4. Система «Гарант» ………………………………………………………………
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ И ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ ……………………………………………………...
1. Назначение, состав и возможности текстового процессора ………………..
2. Интерфейс текстового процессора …………………………………………….
3. Назначение состав и возможности табличных процессоров ………………
4. Интерфейс табличного процессора ……………………………………………
5. Назначение, состав и возможности программы презентации ……………..
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ …………………………………………………
1. Назначение и классификация информационных систем …………………..
2. Основные понятия баз данных …………………………………………………
3. Иерархическая, сетевая и реляционная модели данных …………………...
4. Этапы проектирования БД ……………………………………………………..
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ …………………………………….
1. Понятие моделирования и классификация моделей ………………………..
2. Понятие аппроксимации ………………………………………………………..
3. Сущность метода наименьших квадратов


ВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ КОМППЬЮТЕРА

Понятие информации.

Из курса физики известно, что состояния абсолютного покоя не существует и физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией.

В свою очередь, все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами, в последних возникают изменения свойств. Это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать и регистрировать различными способами. Так получаются данные.

Данные – зарегистрированные сигналы.

Но данные не тождественны понятию информация и станут ли они информацией зависит от метода их обработки.

Пример. Если радиопередача идет на русском языке, то нам все понятно, но если на иностранном, то необходим перевод, то есть необходим метод преобразования информации с одного языка на другой.

Таким образом, совокупность данных и методов их обработки дает информацию.

Слово информация происходит от латинского infomatio, что в переводе означает – сведение, разъяснение, ознакомление. Несмотря на то, что с информацией мы сталкиваемся ежедневно ее строго определения не существует, поэтому обычно используют термин «понятие информации». Понятие, в отличие от определения, не дается однозначно, а вводится на примерах.

Информация в физике. В физике мерой беспорядка, хаоса для термодинамических систем является энтропия системы, тогда как информация является мерой упорядоченности и сложности систем (антиэнтропия). По мере увеличения сложности системы величина энтропии уменьшается, а величина информации увеличивается. Таким образом, в физике информация рассматривается как антиэнтропия или энтропия с обратным знаком.

Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие» информация используется для описания процессов управления в сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах). Процессы управления включают в себя получение, хранение, обработку, преобразование и передачу информации.

Таким образом Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

Информация имеет свою историю. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

1. Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

2. Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

3. Создание программно-управляемых устройств и процессов.

И как следствие четвертой революции появилась проблема создания информационного общества.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:

1. Наличие компьютеров;

2. Уровень развития компьютерных сетей

3. Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий

Для создания информационного общества необходимо на уровне государства решить проблему информатизации общества.

Информатизация общества - глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.

В основе информатизации общества лежит концепция, основное содержание которой следующее:

1. Решение проблемы информационного кризиса, т.е. необходимо разрешить противоречие между информационной лавиной и информационным голодом.

2. Обеспечение приоритета информации по сравнению с другими ресурсами.

3. Главной формой развития станет должна стать информационная экономика.

4. В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии.

5. Информационная технология должна приобрести глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека.

6. Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации.

7. С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.

8. Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Цели, задачи и система курса.

Цель учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» состоит в приобретении обучающимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению.

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Таким образом – информатика это, по сути, наука об обработке информации средствами вычислительной техники.

Информационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Информационные технологии в юридической деятельности – это совокупность методов, устройств, процессов для получения, обработки и использования информации в профессиональной деятельности.

Предметом дисциплины является:

1. Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники.

2. Программное обеспечение средств вычислительной техники:

- системное программное обеспечение;

- прикладное программное обеспечение.

3. Средства взаимодействия человека с аппаратным и программным обеспечением.

4. Защита информации.

Направления практического приложения ИТ:

1. Архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных).

2. Интерфейсы ВС (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением).

3. Программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ).

4. Преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных).

5. Защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных).

6. Автоматизация (применение средств вычислительной техники в управленческой деятельности).

7. Стандартизация (обеспечение совместимости аппаратных и программных средств, форматов данных, относящихся к различным ВС).

8. Программное обеспечение профессиональной деятельности.

Учебный курс «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» является фундаментом информационного образования специалистов с ориентированием на приложение информационных методов для решения прикладных задач юридической практики.

Наши рекомендации