Обследование предметной области
Основанием для проектирования базы данных «Научно-исследовательская работа» послужило задание НГОУ ВПО Северо-Кавказского гуманитарно-технического института.
Управление процессом учета сотрудников, занимающихся научно-исследовательскими работами, включает в себя множество серьезных задач.
Главными задачами деятельности вуза являются:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц, имеющих высшее, неоконченное высшее, среднее, среднее специальное, финансируемые из федерального бюджета, а так же из других источников;
- создание многоуровневой системы образования, развитие образовательных программ;
- обеспечение целенаправленной ориентации системы образования на спрос со стороны государства, личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики региона, и т. д., создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг;
- формирование многофункциональных образовательных, научно-образовательных программ, развитие непрерывного образования.
Основным способом подачи учебного материала было и остается информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов приобретённые им знания, а студенты заучивают их. Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин (от простой лени до психических расстройств) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если же сосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студенты могут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научного кружка по выбранному предмету. Научная работа с раннего возраста поможет воспитать людей действительно интеллигентных и образованных, а важное достоинство этих качеств в том, что людей, обладающих ими, никогда не бывает слишком много.
Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы (НИР).
- Учебная научно-исследовательская работа, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИР можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.
Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание ее не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, ВУЗ способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.
Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой работы это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.
К НИР, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Назвать это научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.
- Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Как уже говорилось выше, такая форма НИР является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам.
Основными элементами научно-исследовательской работы являются термины и научные понятия.
Термин– (от латинского terminus′ граница, конец или же предел) слово или же словосочетание, употребляющееся только лишь определенной специализированной профессиональной сфере или же в специализированных условиях. Он так же представляет собой определенное словесное обозначение понятия, которое входит в систему понятий определенной области профессиональных знаний.
Термины каждой отрасли науки и производства формируют свои системы, которые определяются, прежде всего, понятийными связями профессионального знания при стремлении выразить эти связи языковыми средствами.
«Научное понятие- это форма мышления, которая обеспечивает познание сущности явлений, процессов, обобщения их признаков».
Совокупность понятий или терминов, использующихся в определенной науке, образует ее понятийный аппарат.
Основные требования, которые предъявляются к терминам и научным понятиям таковы:
- четкость,т.е., каждое научное понятие (термин) должно давать наиболее точное и четкое определение того или иного научного явления;
-каждое научное понятие или же термин должны быть лаконичными;
-в определении должны присутствовать такие факторы, которые могут позволить управлять данным явлением;
- термины и понятия должны быть взаимосвязаны с каким-то конкретным разделом предметной области.
И одним из самых важных требований, которые могут предъявляться к научным понятиям и терминам является возможность совершенствования понятийного аппарата при решении разного рода задач.
Каждую научно-исследовательскую работу начинают с того, что, прежде всего, выбирают ее тему или проблему. Ведь именно выбор темы способствует тому, как будет выполнена работа, насколько точно будут раскрыты ее сущность и цель. Считается, что правильно выбранная тема – это половина выполненного исследования. Поэтому начинают работу, убедившись в четком определении ее темы.
Тема–этонаучное задание, определяющее и охватывающее определенную область исследования.
Основными критериями выбора темы научно-исследовательской работы являются:
- актуальность выбранной темы;
- новизна;
- экономическая эффективность;
- значимость;
- обоснованность темы
- перспективность и стабильность.
Тема должна быть актуальной, т.е. важной, требующей разрешения в данное время. Это требование одно из основных. Актуальность темы и в первую очередь научного исследования во многом зависит от воздействия результатов выполненного исследования на разрешение определенных практических заданий или же устранения противоречий общественной жизни, производства, сферы науки и образования, и другое.
Новизна темы состоит в том, что производится открытие совершенно новых закономерностей (психологических, педагогических, исторических, физических, технических и других), определяются совершенно новые пути использования данных закономерностей для практических потребностей каждого человека, а так же общества.
Одним из наиболее важных требований, предъявляющихся к выбору темы научного исследования, является то, что она должна иметь определенную экономическую значимость, несомненно, должна быть экономически эффективной.
Однако, в ходе проведения и разработки теоретических и прикладных исследований данное требование экономичности (экономической эффективности) может уступить требованию значимости выбранной темы исследования.
Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных и производственных отношений и др.
Также тема должна быть осуществима, т.е. выполняться в определенный срок и срок внедрения в производственные условия. Если же это не выполняется, то целесообразно будет составить разработку неэффективных тем.
Тема научной работы обязательно должна быть обоснованной, т. к. обоснованность темы является важнейшим этапом в разработке и проведении исследовательской работы. Каждый научный работник, проводя исследование, обосновывая выбранную тему обязательно должен знать все виды запросов и производство в целом. С этой целью организовываются командировки на различные крупные производственные организации или же предприятия.
Так же выбранная тема должна быть перспективной, т.е. она не должна терять свою экономичность и в первую очередь актуальность. Следовательно, тема должна быть еще и стабильной.
Выбранная тема научно-исследовательской работы в ходе научной работы и ее долгосрочной разработки становится менее актуальной или теряет свою экономическую эффективность. Естественно в таких случаях она становится менее перспективной и менее стабильной.
Каждый из вышеперечисленных критериев выбора темы научно-исследовательской работы является обязательным. Все они непосредственно влияют на выполнение научной работы, дальнейшее раскрытие основных проблем выбранной темы, а также являются наиболее важной единственной инеотъемлемой частью всего процесса проведения научно – исследовательской работы [1].