Организация, город, государство

Стадия оформления результатов исследования

Стадия имеет, также как и предыдущая, один этап, на котором выполняются две частные задачи: апробация результатов исследования в докладах и выступлениях на конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.; написание и публикация полученных результатов в формах научно–литературной продукции: статей, монографий, методических пособий и др.

Апробация результатов исследования, их литературное оформление и публикация

Завершающей стадией технологической фазы исследования является апробация его результатов, их литературное оформление и публикация.

Детальная апробация исследования — одно из условий его состоятельности и истинности результатов, один из реальных способов вовремя скорректировать и исправить его недостатки. Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение». В роли критиков, оппонентов, судей выступают коллеги–ученые, практические работники, а также научные и педагогические коллективы. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Важную роль играет и неофициальная апробация — беседы, споры с коллегами, специалистами из других областей научного знания, а также с практическими работниками. По результатам апробации исследователь осмысливает и учитывает возникающие вопросы, позитивные и негативные оценки, возражения и советы. На этой основе он дорабатывает свои материалы, пересматривает, если это необходимо некоторые положения своего исследования.

Публикация результатов научных исследований

Публикация результатов исследований, полученных в инициативных НИР, производится по решению руководства кафедры или другого структурного подразделения вуза.

Научные и практические результаты, полученные в заданных работах, являются интеллектуальной собственностью Заказчика и могут быть опубликованы только с его согласия (разрешения).

В любом из этих вариантов на публикацию этих материалов должно быть получено разрешение, оформленное в виде экспертного заключения (Приложение К).

По объему и жанру публикации результатов научных исследований можно разделить на ряд основных типов:

1. Реферат — краткое содержание исследования.

2. Доклад — подробное изложение результатов исследования.

3. Краткие сообщения, включая тезисы докладов на конференциях, симпозиумах, совещаниях и т.п.

4. Научные статьи. Это основная форма полноценного представления результатов научных исследований.

5. Монографии — наиболее развернутое изложение результатов исследования какой–либо научной проблемы.

6. Методическое пособие — теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования какого–либо процесса.

7. Публикации на правах рукописей, например, диссертации и их авторефераты.

8. Отчеты о научной работе, которые могут быть зарегистрированы во ВНТИЦ (Всероссийский научно–технический информационный центр).

9. Дипломные и курсовые работы, содержащие результаты научных исследований.

Реферат является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. С помощью реферата начинающие исследователи излагают свои первоначальные результаты исследования. В реферате обычно раскрываются теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Реферат должен показать эрудицию исследователя, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. Рефераты, как правило, не публикуются.

Научный доклад — по содержанию это краткий отчет о проделанной работе и полученных результатах. В то же время, он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую–то логически завершенную часть, аспект. К научному докладу не предъявляются столь жесткие требования к его оформлению и форме, как к научному отчету. Для него не требуется реферат, разбиение по главам. По языку, литературному стилю изложения доклад, как правило, должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия от его прочтения вслух.

Научный доклад, как правило, сопровождается презентацией из слайдов. Подготовка презентации осуществляется также по определённой технологии, которую надо знать и освоить на практике. Один из вариантов этой технологии приведён в приложении А.

Тезисы научных докладов представляют собой конспективное изложение материалов устного выступления (доклада) участника конференции. При заочном участии в научном мероприятии тезисы становятся публикацией в полном смысле этого слова. Объем тезисов не превышает 1–3 стр. текста (не более 0,15 п.л.). Обычно организационные комитеты конференций предъявляют особые требования к оформлению тезисов. Например, оформление тезисов докладов на международных конференциях производится по следующей схеме:

УДК

НАЗВАНИЕ ТЕЗИСОВ

Фамилия И.О.

Организация, город, государство

Текст…

УДК — шифр универсальной десятичной (децимальной) классификации, соответствующий направлению исследований, результаты которых представляются на конференцию. Составление шифра УДК входит в обязанности автора.

Название тезисов — простое предложение, отражающее предмет исследований. Не следует использовать обороты в названии. Оно должно быть лаконичным (не более 10–11 слов).

Тезисы — это краткий жанр. Тем не менее, в их тексте должны присутствовать основные смысловые блоки: актуализация, описание объектов и методов исследования, изложение основных результатов исследования.

В первом абзаце обычно производится постановка проблемы, обоснование актуальности ее исследования. Следует избегать общих фраз. Лучше приводить конкретные факты.

Далее следует краткое описание объектов и методики исследования. Необходимо отразить их специфические стороны. Объекты и методы могут быть просто названы, если они являются традиционными.

Особое внимание следует уделить изложению основных результатов исследований. Они излагаются в сжатой форме, без обсуждения, с минимальным количеством данных. Тезисы могут содержать таблицы и рисунки. Но эти иллюстрации должны «говорить сами за себя», их комментарий не приводится. По объему эти иллюстрации должны быть эквивалентны, или более емкими, чем соответствующий объем текста, который они заменяют. В противном случае приводить их не следует.

Тезисы докладов, как правило, не содержат списка литературы, но автор обязан сделать внутритекстовые литературные ссылки при использовании данных других авторов. Эти ссылки делаются по принципу (Фамилия автора, год издания).

К сожалению, тезисы докладов «не котируются» в рейтингах ученых. «Злоупотреблять» этим жанром не стоит. Некоторый «вес» этим публикациям может придать международный статус научного мероприятия.

Краткие научные сообщения по объему занимают промежуточное место между тезисами и полноценными статьями (3–5 стр., 0,15–0,3 п.л.). По статусу они соответствуют статьям, учитываются в научных рейтингах. Это более развернутые публикации, содержащие иллюстрации (1–3), список литературы. Оформление заголовка и текста сообщений проводится согласно требованиям редколлегий и соответствует оформлению статьей. Однако, в отличие от статей, текст не подразделяется на рубрики с подзаголовками. Тем не менее, в тексте сообщений можно легко выделить следующие смысловые блоки:

- введение;

- объекты и методы;

- результаты и их обсуждение;

- выводы;

- список литературы.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ. Однако в требованиях редакций журналов иногда приводятся правила оформления библиографических списков, отличающиеся от стандарта ГОСТ 7.80–2000, например, когда эти правила соответствуют международным требованиям. Тогда лучше следовать этим правилам. Внутритекстовые ссылки на источники из списка литературы производятся по принципу [порядковый номер в квадратных скобках].

Научные статьи — традиционная форма представления новых результатов научных исследований. Они могут быть опубликованы и в составе материалов конференций, но наибольшую огласку и обсуждение получают статьи в периодических изданиях (журналах, трудах, бюллетенях и т.п.). Здесь мы рассмотрим правила оформления статей, представляемых в редакции журналов РАН.

Объем статьи не превышает 1 п.л. (22 стр., 40 тыс. печатных знаков, включая пробелы). Ее заголовок оформляется по следующей форме:

УДК

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

Инициалы и фамилии авторов

Полное название учреждений и их почтовые адреса

Дата поступления в редакцию

(Аннотация 5–10 строк)

Текст…

Название статьи должно полностью отражать ее содержание.

Аннотация отражает содержание статьи, основные результаты исследований. Заголовок вместе с аннотацией представляется отдельно на английском языке (для журналов, издаваемых на английском языке).

В статье должны сжато и четко излагаться: современное состояние вопроса, описание методики исследования и обсуждение полученных данных. Структура статьи имеет стандартизированный вид:

- введение;

- объекты и методы;

- результаты и их обсуждение;

- выводы;

- список литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследований, излагается уровень научной проработки проблемы. Как правило, на введение приходится основная часть литературного обзора. Во введении кратко излагается авторский подход к решению проблемы. При необходимости, вводятся специальные понятия и их аббревиатуры, которые затем используются вместо этих понятий.

В описании объектов исследования необходимо охарактеризовать их специфические стороны, обосновать репрезентативность (соответствие предмету исследования), статистическую достоверность выборки объектов. Для географических исследований иногда требуется приведение карты объектов исследования. Методы описываются подробно, если они не получили пока широкого применения. Стандартные методы подробно не описываются, но делается ссылка на соответствующие ГОСТы.

Экспериментальную часть статьи желательно иллюстрировать (число иллюстраций — не более 5–8). При использовании иллюстраций следует помнить главное правило: информация в таблицах и на рисунках не должна дублироваться в тексте. В тексте проводится анализ закономерностей, которые следуют из иллюстраций. Как правило, все иллюстрации представляются на отдельных листах. В рукописи они располагаются сразу же после листа с первым упоминанием. Их качество должно быть высоким (для электронных версий — разрешение не ниже 300 dpi, формат файлов рисунков — TIF, JPG, WMF). Размеры иллюстраций должны соответствовать предполагаемым размерам в статье.

Раздел «результаты и их обсуждение» служит для обоснования последующих выводов. В нем проводятся оценка теоретического значения результатов исследований, перспективы дальнейших исследований.

«Заключение» отличается от «выводов» более развернутым текстом. Выводы приводятся как нумерованные тезисы.

Монография — научное произведение, в котором изложен итог всестороннего исследования определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами.

Монография, как правило, служит формой публикации научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук и содержит систематическое изложение основных данных научного исследования. Монография соискателя докторской степени должна быть написана без соавторов, а соискатель кандидатской степени может иметь соавторов. Объем монографии, как правило, бывает от 3–5 авторских листов и более.

Методическое пособие. Основой такого пособия являются сделанные на базе результатов исследования теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования какого–либо (учебно–воспитательного, технологического и т.д.) процесса. Так как методическое пособие рассчитано на практических работников, оно должно быть написано хорошим, живом литературным языком. По возможности его следует иллюстрировать наглядными материалами. Методическое пособие можно оформить и в виде брошюры или книги. Брошюрой называется малообъемная печатная продукция (5–48 страниц) в мягкой обложке или без обложки. Книга — непериодический печатный материал объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете. Кстати, классическим примером блестящего методического пособия (по военному делу) можно считать знаменитую книгу А.В. Суворова «Наука побеждать», где всего на 25 страницах текста изложены рекомендации по всем, как теперь принято называть, инновациям гениального полководца — от правил ведения боя и военных переходов, до организации тыла армии и устройства госпиталей.

Депонирование научной разработки. Научная разработка любого автора может быть депонирована. Депонировать — это значит передать рукопись на хранение в специальное хранилище — Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) или во Всероссийский научно–технический информационный центр (ВНТИЦ). Обычно депонируют научные разработки (монографии, статьи, тезисы и т.д.), издание которых большими тиражами нецелесообразно, так как они предназначены для узкого круга специалистов.

Сущность депонирования заключается в следующем: подготовленная к публикации научная разработка (статья, тезисы доклада или выступления, монография, учебное пособие и т.д.) направляется в соответствующий центр научной информации (научно–технической информации или научной информации по общественным наукам). Центр принимает работу для депонирования, передает ее на хранение в свои библиотеки и публикует в специальных реферативных сборниках или научных журналах информацию о том, что работа поступила в центр научной информации и может быть востребована для ознакомления. Депонированная работа считается опубликованной только после публикации ее аннотации в научном журнале или реферативном сборнике.

Публикации на правах рукописей, например, диссертации и их авторефераты отчеты о научной работе оформляются в соответствии с ГОСТом и помещаются в библиотеку вуза, а также рассылаются определённым организациям. Кроме того они могут быть депонированы.

Научный отчет. Научную работу можно оформить и в виде научного отчета или диссертации. Общие требования и правила оформления научного отчета и диссертации изложены в соответствующих государственных стандартах, основные из которых приведены в Приложении Б.

К научному отчету предъявляют следующие основные требования: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов ра6оты; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, краткий реферат, содержание (оглавление), основную часть работы, список использованной литературы и приложения. Реферат отчета должен отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета, его объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, краткие выводы и возможности применения результатов исследования. Основная часть отчета включает: введение; аналитический обзор научной литературы по данной теме; обоснование выбранного направления работы; разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы; заключение (выводы и предложения). В приложения включают вспомогательный материал отчета: таблицы цифровых данных; примеры инструкций, руководств, анкет, тестов и т.п., разработанных и примененных в исследовательской работе; иллюстрации вспомогательного характера и т.п.

Некоторые рекомендации по оформлению комплекта документов для организации выполнения научной работы (контракт, техническое задание) и отчёта о работе (реферат, содержание, список исполнителей, список литературы, а также экспертное заключение, дающее право публикации материалов) приведены в приложениях В, Г, Д, Е, Ж, З, И.

Рефераты, курсовые работы и дипломные работы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТов к оформлению научных отчётов (см. Приложение Б) и методических рекомендаций, разработанных на кафедре. Порядок их оформления, по существу, такой же, как и оформления других работ. Учитывая то, что настоящая работа предназначена в первую очередь для студентов и аспирантов, ниже более подробно приводятся рекомендации по оформлению работ именно этого типа.

Наши рекомендации