Лекции по психофизиологии
(по мотивам Арзуманова)
Врожденная рефлекторная деятельность.
Выделяют ВНД 1 года жизни, 1-3 лет, 3-6 лет, 6-11 лет, подросткового периода.
Врожденная рефлекторная деятельность.
У новорожденных наблюдается ряд рефлексов при тактильном раздражении определенных зон кожи. Главный по значению – сосательный рефлекс. Уже у новорожденных существует хоботковый рефлекс – своеобразное выпячивание губ при касании области рта, слизистой носа и десен. Основные рефлексы новорожденного:
1. сосательный
2. хоботковый
3. рефлекс Бабинского – сгибание большого пальца стопы к тыльной области и четырех остальных – к стопе при касании стопы.
4. защитные рефлексы: мигание, носовой рефлекс (хаотичные движения руками при касании области носа и наружного слухового прохода).
К моменту рождения сформированы болевые и температурные рецепторы. Наибольшей болевой чувствительность обладает область щек и кожа лица.
Существуют множественные рефлексы от вестибулярного аппарата. Наибольшая чувствительность характерна для слизистой языка. Новорожденные различают кислое, горькое, сладкое, соленое. Сладкое вызывает сосательные движения (положительная эмоциональная реакция), горькое, кислое, соленое – отрицательную реакцию (сморщивание лица, выпячивание губ).
Слуховая система начинает функционировать сразу после рождения, но сначала реакция носит генерализованный характер.
На этом этапе жизни появляется первая реакция на свет. Зрачковый рефлекс стабилизируется только к 4-5 месяцу жизни. Эти реакции носят также генерализованный характер, так как нет реакции фиксации взора.
ВНД первого года жизни.
Наиболее ранней формой приспособления у новорожденного ребенка являются натуральные условные рефлексы. Самые ранние из них возникают на второй неделе жизни при соблюдении строгого режима кормления. Уже за 30 минут до кормления повышается количество лейкоцитов, увеличивается газообмен, возникает беспокойство и пробуждение. Это есть натуральный условный рефлекс на время. Одновременно с этим появляется натуральный пищевой условный рефлекс – сосательные движения.
Ребенок первого года жизни сильно реагирует на изменение режима сна или питания. Во втором полугодии жизни проявляются типологические особенности ВНД, хотя о формировании типа личности ещё говорить рано. Постепенно увеличивается количество выработанных рефлексов. Начинают складываться элементарные основы второй сигнальной системы, появляется внутренняя реакция на слово.
Начиная с шестого месяца жизни эти внутренние реакции на слово укрепляются, то есть появляются первые признаки сенсорной речи. Сенсорная речь – понимание смысла сигнала. Ребенок реагирует на сигнал общим ответом. Сигнал (рефлекс) и ответ формируется только в результате набора сигналов, формирующих сигнальную ситуацию.
ВНД в 1-3 года.
Главную роль играет формирование и сохранение стереотипов. Развиваются ходьба, речь, манипуляции с предметами. Возникает и совершенствуется исследовательский навык. Ребенок рассматривает предмет, ощупывает его, пробует на вкус, бросает его на пол и слушает звук падающего предмета. Формируется множество условных рефлексов. Формируется последовательность в проявлении той или иной деятельности.
Развивается сила, неподвижность нервных процессов, активно формируются стереотипы. Для детей до трех лет необходимо крайне бережное отношение к выработанным стереотипам. Происходит интенсивное накопление речедвигательных условных сигналов.
К концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет 200-400 слов. К концу третьего года – 2000 слов. Происходит сначала сенсорное функционирование речи (понимание речи). Далее происходит моторная речь. В начале возникает понимание речи, затем моторное воспроизведение.
В речевом формировании личности (примерно второй год жизни) возникают цепочки слов – фразы. Существуют 4 степени интеграции слов:
1. слово замещает чувственный образ определенного предмета. Оно является эквивалентом одного конкретного предмета. Например, ребенок называет куклу Машей – это относится только к его кукле, а не ко всем куклам. Это конец первого – начало второго года жизни.
2. слово замещает несколько чувственных образов однородных предметов: все куклы называются Машами. Это конец второго года.
3. слово замещает несколько чувственных образов разнородных предметов. Кубики, куклы, мячи – игрушки. Это третий год жизни.
4. слово носит обобщающий характер. Игрушки, мебель, одежда – вещи. Это пятый год жизни.
ВНД в 3-6 лет.
Этот возраст характеризуется высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Все большее значение приобретает прошлый опыт, ранее приобретенные навыки. Ещё очень сильна выработка стереотипов, их нельзя переделывать. Очень легко вырабатываются прямые временные связи, обратные – хуже. Большое количество машинальных реакций. Приходит аффективность. Поведение опирается на предмет.
ВНД в 6-11 лет.
Этот период характеризуется новым эмоциональным этапом развития ВНД. Начинается школьный процесс. Ребенку трудно адаптироваться к новым условиям. Речь становится другой. Он быстро утомляется и перестает правильно реагировать на окружающие сигналы. Ещё не сформирована система научения для мелких и точных движений, хотя они быстро совершенствуются Ещё недостаточно развиты механизмы активного внимания и сосредоточенности. Утомление наступает быстро. Несмотря на это, кора очень близка к развитию взрослого. Уже начинают ярко проявляться типологические особенности ВНД. Они отличаются по признакам уравновешенности, силы, а также возбудимости процессов возбуждения и торможения. В этом возрасте ещё рано говорить о сформированном типе ВНД, ибо с возрастом многое будет меняться, но именно в 6 лет типы ярко выделяются.
Подростковый возраст.
В период с 11 до 13 лет у девочек и с 13 до 15 лет у мальчиков происходит первая фаза подросткового периода. Идет половое созревание, повышается возбудимость ЦНС. Ослабевают процессы торможения, повышается раздражительность, легко наступает утомляемость, расстраивается сон. В условно-рефлекторной деятельности увеличивается процент машинальных реакций. Ухудшается дифференцировка сигналов. Увеличивается иррадиация возбуждения по коре. Речь становится бедной, предложения – короткими, лаконичными, стереотипными. Условно-рефлекторные реакции на слово формируются с трудом. Трудно построить логическую смысловую фразу, запомнить большой объем школьного материала.
Вторая фаза подросткового периода: девочки 13-15 лет и мальчики 15-17 лет. Наиболее критическая фаза в развитии подростка. Появляется максимализм. Обостряется психическая неуравновешенность, резкие перепады от бурного восторга до депрессии. Формируется резко критическое отношение к окружающим. Формируется вспыльчивость, часто достигает своего максимума – это негативизм. К 17-18 годам завершается становление ВНД.
Психопатии.
Психопатия – это патология характера. Типы психопатий:
- возбудимая
- паранойальная
- истерическая
- тормозимая
- шизоидная
- неустойчивый тип
- акцентуированные личности
Возбудимый тип.
Ведущий признак – раздражительность, возбудимость, злобность, злопамятность, склонность к колебаниям настроения, часто наличие угрюмо-злобного фона, вязкость аффективных реакций. Недовольные всем и вся люди. Колебания настроения обуславливаются внешними причинами. Им недостает холодной рассудочной оценки ситуации. Поэтому бурные эмоциональные реакции проявляются по ничтожному поводу. Нетерпимы к чужому мнению, не выносят противоречий и в споре пытаются перекричать собеседника. Часто переоценивают свои умственные способности, считают себя людьми, не получающими по заслугам. С возрастом становятся мелочными, скаредными, в силу своего характера не создают семью или создают её сложно, они крайне неуживчивы. Окончательно возбудимая психопатия формируется к 20-24 годам.
Паранойяльный тип.
Ведущий признак – формирование сверхценных образований. Люди с высокой самооценкой. Начинает проявляться довольно рано, говорит о своеобразии эмоционально-волевой сферы. Свойственны прямолинейность, упрямство, гиперстеничность, стремление к лидерству и к самоутверждению. Это эгоисты с безапелляционными суждениями, категоричны, обидчивы, злопамятны. С возрастом эти черты характера усиливаются и постепенно меняют систему взаимоотношений с миром и при сложных ситуациях могут перерасти в бред ревности, изобретательности, сутяжный бред.
Человеческие признаки мозга:
· преобладание головного мозга над спинным
· наивысшее развитие лобных долей мозга
· преобладание коры над стволом мозга
· ни у одного животного нет такого количества борозд и извилин и столь глубоких как у человека, что увеличивает площадь коры (серого вещества).
· Наличие второй сигнальной системы, то есть речи.
Память.