Создание и эксплуатация информационных систем
Для руководителя организации всегда возможны три базовых решения по поводу ее информационной системы:
ничего не делать с информационной системой;
модифицировать существующую информационную систему;
создавать новую информационную систему.
В рамках этих возможностей все действия с информационной системой должны подчиняться прагматичной стратегии: обращение с информационными проектами как с «проектами делового развития». Действия по созданию или модификации информационной системы являются всего лишь проектом развития бизнеса, и все вовлеченные в него сотрудники должны это понимать, а не руководствоваться вводящим в заблуждение энтузиазмом по поводу самой информационной системы или технологии.
2.2.1. Стратегическое планирование информационной системы
В рамках этой стадии осуществляется подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д. Назначаются «менеджер проекта», который отвечает за его осуществление, и ответственный за проект в высшем руководстве [3].
Стратегия управления информационной системой в рамках ее жизненного цикла (обычно различают следующие фазы жизненного цикла: планирование, создание, эксплуатация, развитие) основывается на ряде действий, среди которых формулировка целей и бизнес-стратегии организации, анализ конкурентных сил (поставщики, потребители, конкуренты, новые участники, товары-заменители), определение критических факторов успеха и информационных потребностей, оценка потенциала применения информационных технологий, выделение стратегических инициатив, анализ существующих информационных систем и определение необходимых и потенциальных информационных систем (см. подробнее [4]).
Оставив в стороне целый ряд технических аспектов, связанных с формированием стратегии управления информационной системой организации, рассмотрим базовые для этого процесса вещи. Главная цель стратегии управления информационной системой состоит в осознании того, что потребности организации в информации определяют структуру ее информационной системы, а также способ управления ею. Выделим в рамках информационной системы организации информационные системы четырех классов:
ключевые (важные для преуспевания в настоящий момент — складские системы, базы данных и т.п.);
вспомогательные (необходимые, но не критические в настоящий момент — бухгалтерские программы, программы управления персоналом, текстовые редакторы, электронная почта и т.п.);
стратегические (критические для достижения целей бизнес-стратегии — электронный обмен данными с партнерами, системы для анализа и прогнозирования рынка и т.п.);
потенциальные (возможно, важные для достижения успеха в будущем — экспертные системы и т.п.).
Для информационной системы каждого класса существует своя стратегия управления. Из всех возможных стратегий можно выделить несколько групп:
«Централизованное планирование» — в рамках центрального аппарата организации создается центр, которому поручается осуществлять политику в области информационной системы. Этот Центр осуществляет централизованное планирование и управление созданием, развитием и использованием информационной системы организации.
«Монополия» — выбирается или создается центр, ответственный за развитие информационной системы, который отвечает за политику в области информационной системы организации и определяет ее.
«Ограничение ресурсов» — решения по информационной системе принимаются на основе минимизации затрат.
«Свободный рынок» — выбор решений по информационной системе определяется пользователями на основе конкуренции различных предложений.
«Лидирование» — попытка обогнать конкурентов, стать лидером в применении данного решения. Организации с такой стратегией обычно пытаются связать ее потребности с развитием информационных технологий и инвестируют в это крупные суммы.
«Необходимое зло» — информационные технологии рассматриваются как необходимое зло, которое нужно для достижения целей, и проект будет осуществляться лишь в случае, когда станет абсолютно необходимым для достижения деловой цели.
Существует множество комбинаций этих стратегий, но каждая из них соответствует какой-либо реальной ситуации. Стратегии управления различными классами информационной системы приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Стратегическая система | Потенциальная система |
«Централизованное планирование» «Монополия» | «Лидирование» «Свободный рынок» |
Ключевая система | Вспомогательная система |
«Централизованное планирование» «Монополия» | «Ограничение ресурсов» «Необходимое зло» «Свободный рынок» |
Действия организации в рамках классов информационной системы приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Стратегическая система | Потенциальная система |
Оценка возможности применения успешных приложений в других условиях | Распространение идей и результатов исследований и разработок |
Ключевая система | Вспомогательная система |
Распространение опыта применения ИС в ключевых областях | Совместное использование стандартных приложений и решений |
Стратегия управления информационной системой и конкретные шаги по реализации этой стратегии связаны со степенью зависимости организации от использования информации для осуществления своей основной задачи, миссии. Эту зависимость определим как информационную интенсивность функционирования информационно-технологического комплекса организации. Она различна для разных организаций. Условно можно выделить ряд классов организаций, разделенных по этому признаку.
1. Организации, настоящее и будущее которых зависит от использования информационных технологий (ИТ) для ежедневной деятельности (банки, страховые кампании и т.д.).
2. Организации, не сильно зависящие от ИТ, но способные в будущем планировать ее широкое применение для достижения конкурентных преимуществ.
3. Организации, в которых хотя и возможна зависимость повседневных операций от ИТ, но которые работают в отраслях, где информационные системы не могут стать источником конкурентного преимущества.
4. Организации, использующие ИТ для поддержки вспомогательной деятельности.
Информационные технологии будут иметь различное влияние на организации — представители описанных групп, соответственно возможно построение индивидуальных стратегий управления информационной системой таких организаций.