Зарубежный опыт организации мониторинга системы государственных закупок

Самыми зрелыми закупочными системами мира, являются система США, Великобритании и Австралии. Так же к странам с эффективной системой закупок относят страны, входящие в Евросоюз. Рассмотрим, как в этих странах организован мониторинг системы государственных закупок (Приложение 1).

Мониторинг федеральных закупок в США возложен на Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок (Federal Acquisition Regulatory Council) (Федорович, 2010).

Также при каждом ведомстве, которое осуществляет государственные закупки, существует «Контрактный офицер». Он уполномочен проводить мониторинг исполнения государственного контракта. Должность контрактного офицера предусмотрена в структуре управления каждого государственного заказчика и находится в ранге заместителя руководителя.

В системе государственных закупок США, важную роль играют так же сертифицированные публичные бухгалтеры (certified public accountants). Основной задачей, таких бухгалтеров является своевременная идентификация рисков увеличения сметы государственного контракта, а также оперативный мониторинг затрат в ходе исполнения государственных контрактов. Сертифицированные публичные бухгалтеры представляют государственному заказчику поквартальные отчеты (Кузнецова, 2005).

Особенностью системы государственных закупок Великобритании являются централизованный характер размещения государственных закупок. Уполномоченный орган исполнительной власти – Управление по делам государства, подведомственное Казначейству (Office of Goverment Commerce – OGC) осуществляет размещение государственных заказов для всех ведомств страны. Одной из основных функции управления является – мониторинг государственных контрактов. Одним из видов мониторинга системы государственных закупок, которое использует управление, является мониторинг этапов закупочной деятельности. Данный мониторинг организован при помощи технологии многоступенчатой фильтрации заказов до момента их утверждения (Яковлев, 2010).

Каждый государственный контракт рассматривается в рамках данной модели на всех этапах его жизненного цикла:

• обоснование необходимости государственного контракта;

• стратегия снабжения;

• стратегия размещения;

• организационная схема исполнения государственных контрактов;

• проекты договоров, технических заданий;

• результаты этапов исполнения государственных контрактов;

• результаты исполнения государственных контрактов;

• результаты эксплуатации созданных объектов.

Система мониторинга основана на классификации государственных контрактов, на следующие группы (Gordon Murray, 2009).

• стандартные, в их отношении применяется описанный выше механизм многоступенчатой фильтрации;

• крупные, для мониторинга крупных проектов создана исчерпывающая база данных, которая позволяет проводить мониторинг их исполнения в режиме реального времени. В год выделяют 40-50 крупных проектов;

• крупнейшие, среди них выделяется 15-20 крупнейших государственных контрактов в год, мониторинг которых реализуется специально созданной Группой по анализу хода ключевых проектов (Major Projects Review Group (MPRG). Эксперты данной группы привлекаются на коммерческой основе, а функции аппарата Группы выполняет уполномоченное подразделение Управления.

Кроме того, выделяется 1-2 особо значимых государственных контрактов, исполнение которых находится в ведении Управления по делам государства.

Технологии, разработанные Управлением по делам государства Великобритании, такие как стандарты управления проектами PRINCE2, стандарты сервисного обслуживания программно-аппаратной инфраструктуры ITIL, а также механизм обоснования государственных нужд OGC Gateway используются за рубежом (PRINCE2 – правительством Франции, OGC Gateway, ITIL – Правительством Дании, Правительство КНР- ITIL).

В Великобритании существует мониторинг успешных практик – «Обзоры зрелости процессов обеспечения государственных нужд органа исполнительной власти». Целью проведения таких обзоров является идентификация резервов улучшения процедур и процессов обеспечения государственных нужд на уровне департаментов и исполнительных агентств (Bianchi, 2010).

По результатам проведенных «Обзоров» формируется также соответствующая программа повышения квалификации для уполномоченных сотрудников департаментом и агентств. Эта программа осуществляется в соответствие со среднесрочной стратегией «Развитие человеческого потенциала в государственных закупках».

Эффективность любой сделки по закупкам в секторе государственных закупок в Австралии измеряется исходя из принципа «эффективного расходования средств» (value for money), который установлен министерством экономики в качестве основной задачи политики. Система мониторинга государственных контрактов Австралии основана на обязательстве отраслевых органов исполнительной власти размещать в свободном доступе информацию о любом государственном контракте, цена которого превышает 100 000 австралийских долларов. В соответствие с Основами регулирования государственных закупок, для мониторинга должна предоставляться информация о [78]:

• дате начала и дате окончания действия государственного контракта;

• заказчике и исполнителе;

• предмете государственного контракта.

Системы детального мониторинга исполнения государственных контрактов функционируют на региональном уровне. Как правило, к исполнению функций по мониторингу привлекаются контрольные органы, в частности Счетные палаты отдельных штатов.

В Канаде ответственным органом за мониторинг системы государственных закупок выступает – Комитет по стратегии закупок. В комитет входят представители Казначейской палаты, Секретариата Казначейской палаты, Министерства промышленности Канады и его региональных отделов и агентств, и оперативных отделов. Министерство промышленности Канады координирует и управляет подготовкой «Канадской Ежегодной стратегии закупок», благодаря чему правительство определяет свою общую стратегию по использованию закупок в целях реализации национальных задач. В результате мониторинга государственных закупок исследуются следующие показатели:

1) «Время», которое показывает, насколько эффективно работает то или иное ведомство. Канадцы уделяют особое внимание количеству времени, которое требуется для проведения различных стадий процесса закупок;

2) «Оптимальная стоимость», Она определяется как «комбинация цены, технической выгоды и качества, что определяется закупочным органом до запроса предложений и устанавливается в критериях оценки запрошенных предложений;

3) «Уровень конкуренции закупок» – количество используемых конкурентных процедур закупок;

4) «Уровень коррупции» – определяемый независимыми организациями, такими как Международная антикоррупционная организация Transparency International (TI) «Индекс восприятия коррупции».

Страны, входящие в Европейский союз (далее ЕС) так же имеют огромный опыт по мониторингу системы государственных закупок. В целом, размещение государственных заказов в ЕС регламентируется в зависимости от объемов и других условий тремя уровнями законодательного регулирования: международное, европейское и национальное.

Мониторинг системы государственных закупок включает в себя решение следующих задач (Доклад SIGMA, 2009):

• подготовка ежегодных докладов правительству о функционировании национальной системы государственных закупок;

• сбор статистической и иной информации, помимо прочего, о планировании в области государственных закупок, доле на рынке, предоставленных подрядах, а также показателях эффективности и результативности системы государственных закупок (включая сбор данных о рынке государственных закупок в соответствии с требованиями директив ЕС);

• ведение официальных перечней сертифицированных хозяйствующих субъектов и/или сертифицированных специалистов по закупкам;

• хотя это не является рекомендацией ЕС, ведение в некоторых странах официальных «черных списков» хозяйствующих субъектов, нарушивших правила ведения государственных закупок, не соблюдающих положения договоров или предоставивших неверные данные.

При мониторинге помимо представленных выше девяти индикатор исследуются так же такие индикаторы как:

- объем «зеленых государственных закупок» – GPP;

- объем «социально-ответственных государственных закупок» - GRES;

- объем государственных закупок в инновационной сфере – PPPI.

Наши рекомендации