Личностные особенности
Тревожность.В этом возрасте бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей – обилии замечаний, упреков, других отрицательных оценок. Основная проблема – ПОСТОЯННОЕ НЕОДОБРЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ.
Демонстративность.Особенности личности, связанные с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок ведет себя несколько нарочито, манерно. Его театрализованное поведение, утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Основная проблема - НЕДОСТАТОК ПОХВАЛЫ.
Уход от реальности.Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью.
Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут благодаря своей тревожности.
Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не достигая успехов в учебе, они, не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, витают в облаках.
При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Физически: энергичен.
o нравятся активные игры без строгих правил;
o занят, делая что-то, изобретая что-то;
o ***негативно - чувствовать себя ненужным, позитивно - чувство способности, я
могу это сделать!
o крепнут мышцы и связки;
o развивает координацию малых мускул, которые все еще отстают в развитии;
o переживает замедление роста, сердце не растет пропорционально всему телу;
o несовпадение в темпах роста костей и мышечной ткани (первые развиваются интенсивно, а вторые медленно), опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими - все это является причиной плохой координации движений, быстрой утомляемости, нарушения осанки младших школьников.
Умственно: наблюдатель.
Период конкретного мышления.
o не воспринимает всего, что видит, п.ч. его мыслительные способности только пробуждаются;
o быстро замечает противоречия во взрослых;
o мыслит в категориях “здесь, сейчас”, ограниченное понимание времени; пространства и чисел. В 8 лет начинает понимать время, хронологию;
o хорошая механическая память, но старается подменить понимание зазубриванием;
o нравится заучивать наизусть, благодаря способности повторять и вспоминать;
o активизирует воображение;
o страдает восприятие, т.к. нет жизненного опыта;
o думает буквально, испытывает трудности, сталкиваясь с символической и метафорической речью.
Социально: дружелюбен.
o учится вступать в контакты с другими и постепенно контролировать свои чувства и поведение;
o любит быть частью группы;
o хочет побеждать и всегда быть первым;
o одинаково относится к детям с различным происхождением;
o часто меняет друзей;
o хочет угодить учителю – ябеда;
o помочь ребенку построить свою собственную шкалу ценностей и помочь ему быть верным ей, даже если это приведет к насмешкам;
o начинает совершенно ясно различать добро и зло; развивается чувство ценности.
Духовно: проницателен. Ищет веры и определенности.
o будет делать то, что делает взрослый, а не то, что он говорит;
o открыт для Евангелия, готов без конца слушать рассказы из Библии;
o Бог для него играет важную роль;
o ожидает, что его молитвы будут услышаны дословно;
o чувствует Божью любовь и мир через личное переживание;
o смущен фактом, что невозможно видеть Бога, хочет узнать, что Бог реален
o не понимает Библейскую хронологию;
o имеет некоторые понимания разницы между Новым и Ветхим заветом;
o В 7 лет радуется рассказам из Библии и начинает принимать личные решения в своей жизни, герои Библии -очень живые примеры для него;
o В 8 лет задает много вопросов о тех вещах, которым раньше безоговорочно верил.
Эмоционально: беззащитен.
o стремится угодить, чтобы получить эмоциональную защиту;
o стремится к привязанности со стороны взрослых, нуждается в их руководстве;
o подражает взрослым;
o помочь ребенку приобрести уверенность в себе с помощью похвалы .
Половое воспитание.
o Быстро вырастает из своего эгоцентризма, чтобы стать членом общества, и при этом замечает разницу между полами.
o Можно наблюдать частое прикосновение к половым органам.
o Возможно, трогают друг друга ягодицы или половые органы.
o Благонравие к 8-ми годам становится очень важным для ребенка.
o Задает меньше вопросов о сексе.
o Происходит изменение половых желез; гормоны роста становятся активнее, тогда как половые гормоны остаются в состоянии покоя.
o Мальчики интересуются “грязными” анекдотами и неприличными словами, возможно, они спрашивают о роли отца в продолжении рода.
9-11 лет. ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ДЕТСТВА.
(Я ТО, ЧЕМУ Я УЧУСЬ).
o Ребенок внутренне спокоен, не имеет конфликта в себе, конфликт приходит извне.
o Показать на личном примере, что для вас значит Бог, Иисус. Какое место занимает Бог в вашей жизни.
o Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии.
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.
o Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация.
Физически: активен.
o хорошая физическая координация;
o развивает скорость и аккуратность в играх;
o ищет приключения, впечатления и физические упражнения;
o играет в групповые игры с четкими правилами, зависят от правил, но “Ты - мне, я - тебе”;
o формируются все изгибы позвоночника;
o мальчики отстают в развитии от девочек;
o может завершать сложные проекты, но необходимо одобрение;
o может пренебрегать своим внешним видом;
o сердце не растет пропорционально всему телу.
Умственно: исследователь.
Использует заново найденные объяснения, чтобы расширить свое понимание дальше того, чему их научили.
o наблюдает внимательнее, мыслит логичнее;
o может аккуратно группировать и классифицировать информацию;
o судит о том, что видит и слышит, все исследует, задает глубокие вопросы;
o понимает абстрактные концепции (место, время, взаимоотношения);
o любит раскрывать духовные истины в Библейских рассказах, может искать ссылки из Библии.
o поощрять к запоминанию “Золотых стихов”
Социально: приспосабливается.
o хочет принадлежать и быть принятым в группу одногодок;
o подчиняются требованиям компании;
o не изолировать от сверстников, но учить;
1Кор.15:33: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».
Рим.12:21: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
1Иоан.2:15: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»…
o хочет играть с детьми того же пола;
o становится менее зависимым от взрослых;
o начинает формировать “клише” (мы близкие друзья, близкие взаимоотношения)
o отзывчивы, рассудительны, послушны;
o формирует свои жизненные образцы, наблюдая за другими;
o слепо следует за лидером.
Духовно: смотрит на других.
o хочет стать частью Божьей семьи, но не понимает полностью концепцию личного Спасителя;
o желает Божьей помощи и направления;
o формирует свои жизненные рамки при наблюдении за жизнью других людей, о которых читает, видит их по телевизору;
o можно научить общаться со Христом на личном уровне.
Эмоционально: выразителен.
o свободно выражает свои эмоции;
o быстро и эмоционально включается в какие-то дела, споры;
o может делать поспешные заключения;
o пытается скрыть свои личные чувства, страхи;
o чувствует глубокую привязанность к идеалам;
o учить уважать права и чувства других людей, не произносить острот, которые могут оскорбить;
o научить его смеяться над собой.
Половое воспитание.
Сексуальное развитие не очень сильно выражено.
o Иногда возникают дискуссии о сексе в кругу друзей.
o Некоторые интересуются деталями полового размножения.
o Некоторые познакомились с “нормальными” сексуальными играми, слышали о половом сношении и рассказывают “грязные” анекдоты.
o Любопытство к сексуальному опыту растет.
o Большинство девочек знают о половом размножении и о половых сношениях скорее в биологическом, чем в конкретном смысле.
o Мальчики знают, в основном, о мастурбации из собственного опыта и переживают семяизлияние, не испытывая какого-то эротического возбуждения.
12-15 лет. РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД.
(Я НЕ ЗНАЮ, КТО Я ЕСТЬ).
o Все, что можно, ребенок получил до этого в предыдущих ступенях.
o Родители должны поставить границы для подростка, но они должны быть намного шире. *** Одежда - разрешить, компания - строго.
o У них все колеблется, сами удержаться не смогут, им нужны границы. Родители должны стать опорой и установить для них ограничитель. ***Как перила на мосту, чтобы не свалиться.
o Границы они не любят, но они важны.
o Пересмотреть свои требования к ним: что важнее: мода, цвет волос, брюки... или уберечь их от алкоголя, наркотиков.
o Важно переживать интересы детей, но не лицемерно! Жить вместе с ними их проблемами!
Дети не любят обман, фальшь сразу замечают.
o Беседуя с подростками, не говори запретами. ***Это мерзость! Это зло!”
Старайся говорить от первого лица. ***Я тоже так думал, а теперь я знаю, Господь помог мне понять, победить, выйти из того состояния.
Подросток нуждается в любви и понимании!!!
o Определение себя как личности - самоопределение;
o Самоутверждение;
o Самопознание;
o Самооценка;
o Стремление к совершенству, требование его от других;
o Вовлеки в работу церкви, помоги повлиять на жизнь других.