Тема 2: Проблема сущности языка в исторической перспективе (2часа)

План занятия

1. Вопрос о сущности языка в трудах философов.

2. Вопрос о сущности языка в классическом языкознании.

3. Вопрос о сущности языка в лингвистике XX века.

4. Вопрос о сущности языка в новейших лингвистических исследованиях (рубежа XX – XXI вв.).

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить и систематизировать определения языка разных лингвистических школ и направлений.

2. Предложить дефиницию языка, отвечающую современному уровню развития языкознания.

3. Рассмотреть проблему происхождения языка в историческом аспекте и с точки зрения современной науки.

Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)

1) Проблема происхождения языка как одна из основных проблем языкознания.

2) Три фундаментальных вопроса глоттогенеза:

· когда возникла человеческая речь?

· как это произошло?

· какой была речь на первом её этапе?

3) Теория звукоподражания

4) Теория междометий

5) Теория трудовых выкриков

6) Теория «социального договора»

7) Материалистическая теория Ф. Энгельса

8) Теория биологической обусловленности языка

9) Пантомима – начало языка?

10) Проблема происхождения языка в цитатах.

Практическое занятие 3

(беседа, работа в малых группах, ролевая игра, практика публичного выступления)

Тема 3: Язык в семиотическом аспекте (2 часа)

План занятия

1. Определение знака, основные свойства знака.

2. Особенности языкового знака.

3. Вопрос о знаковой природе языка в истории языкознания.

4. Ф. де Соссюр о проблеме языкового знака.

5. Семиотические принципы исследования языка (ролевая игра – кодирование и декодирование языковой информации).

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить и систематизировать определения знака, основных свойств знака.

2. Подобрать иллюстративные примеры знаковой природы языка.

Проекты, презентации, рефераты

1. Семиотика как наука о знаковых системах.

2. Представление одной из знаковых систем: азбука Морзе, морская флажковая азбука, какая-либо графическая система и т.д. (по выбору, в форме игры).

Практическое занятие 4

(дискуссия, работа в малых группах, практика публичного выступления)

Тема 3: Язык в когнитивном аспекте (2 часа)

План занятия

1. Языковая способность как важнейший компонент интеллектуальных способностей человека.

2. Проблема соотношения языка и мышления.

3. Вербальное и невербальное мышление.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Систематизировать и обобщить знания о когнитивной составляющей языка, полученные в ходе изучения курса «Язык и мышление».

2. Изучить принципы вербального и невербального общения.

Проекты, презентации, рефераты

1.Мышление шахматиста.

2.Мышление слепо-глухо-немых людей.

3.Мышление аутистов.

Практическое занятие 5

(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 3: Язык в социальном аспекте (2 часа)

План занятия

1. Общение и коммуникативное взаимодействие.

2. Критерии общественного характера языка.

3. Соотношение биологического и социального в языке.

Задания для подготовки к практическому занятию

  1. Изучить литературу по теме, углубить и систематизировать знания о социальной природе языка.
  2. Повторить принципы коммуникативного взаимодействия между людьми.

Проекты, презентации, рефераты

1. Феномен «Дети-Маугли».

2. Феномен полиглотов.

3. Возможно ли генное языкознание?

Практическое занятие 6

(беседа, практическая работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 3: Функции языка (2 часа)

План занятия

1. Коммуникативная функция языка и её разновидности.

2. Когнитивная функция языка.

3. Эмотивная функция языка.

4. Эстетическая функция языка.

5. Метаязыковая функция.

6. Коммуникативный ранг языка

7. Методика определения коммуникативного ранга языка.

8. Мировые языки.

9. Международные языки.

10. Региональные языки.

11. Естественные и искусственные языки.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Повторить и систематизировать теоретические знания о функциях языка.

2. Подготовиться к практической работе в группах по определению коммуникативного ранга языков.

Проекты, презентации, рефераты

  1. Первые проекты искусственных языков.
  2. Эсперанто – история и перспективы развития
  3. Искусственные языки нового поколения.

Практическое занятие 7

(беседа, графическая работа в малых группах, тестирование)

Тема 4: Основные дихотомии, язык и речь(2 часа)

План занятия

1. Понятие дихотомии в философии и в лингвистике.

2. Синхрония и диахрония.

3. Парадигма и синтагма.

4. Язык и речь.

5. Разграничение языка и речи в концепции Ф. де Соссюра.

6. Язык и речь в интерпретации Л.В. Щербы.

7. Дихотомия язык и речь в современной лингвистике.

8. Рубежный контроль – тестирование по темам Модуля №1.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. На основе изученного курса «Логика» уточнить понятие дихотомии применительно к языку как разновидности категориальной классификации, позволяющей точнее описать феномен языка.

2. Подготовиться к рубежному контролю (тестирование) по материалам лекций и практических занятий, а также самостоятельного освоения соответствующей литературы.

Модуль №2

Наши рекомендации