При проведении налоговой проверки

Сотрудники органов внутренних дел могут принимать участие в выездных налоговых проверках вместе с налоговыми органами. Такое правило закреплено в п. 1 ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Они привлекаются только по запросу налоговых органов. Сотрудники ОВД включаются налоговым органом в состав проверяющей бригады налоговиков (Постановления ФАС Московского округа от 16.04.2010 N КА-А40/2634-10, от 21.07.2009 N КА-А40/6640-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2012 N А53-4199/2011, ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2009 N А44-2400/2008).

Проверяющим может стать любой сотрудник ОВД при условии, что он был назначен для участия в выездной налоговой проверке. В том числе это может быть оперуполномоченный, который ранее проводил в отношении проверяемого налогоплательщика оперативно-розыскные мероприятия. Как указал ВАС РФ, законодательство не исключает возможности участия такого сотрудника ОВД в выездной налоговой проверке (Определение от 29.07.2010 N ВАС-9906/10).

К участию в камеральных проверках сотрудники полиции привлекаться не могут.

Порядок взаимодействия налоговых органов и полиции при проведении совместных выездных проверок определен Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (далее - Инструкция).

Основаниями для проведения совместной проверки могут являться (п. п. 7, 8 Инструкции):

а) наличие у налоговиков необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые налоговикам направили органы внутренних дел в порядке п. 2 ст. 36 НК РФ;

в) необходимость участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей.

Обратите внимание!

Предупреждать вас заранее о проведении выездной проверки с участием полиции налоговики не обязаны. В частности, вас не обязаны знакомить с запросом, который является основанием для привлечения сотрудников ОВД к участию в выездной проверке (п. 7 Инструкции).

Более того, сотрудники полиции могут быть привлечены к участию в проверке уже после ее начала. Для этого достаточно внести изменения в решение о проведении выездной проверки (п. 6 Инструкции, Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 N КА-А40/2634-10).

Отметим, что ФНС России перечислила случаи, когда органы внутренних дел в обязательном порядке должны привлекаться к участию в проведении выездной проверки (Письмо от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@):

1) при обнаружении:

- обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза, а также о зачете или возврате иного налога;

- признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки налоговых преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, в том числе:

- если налогоплательщик препятствует проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена ее учредителей и (или) руководителей, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

- если в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) участвуют фирмы-"однодневки", используемые в целях уклонения от уплаты налогов (фирмы, зарегистрированные на номинальных учредителей, по утерянным паспортам и т.п.);

3) при обнаружении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика, а также иных неправомерных действий при банкротстве.

Назначение, проведение и оформление результатов совместной выездной проверки осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Решение по итогам такой проверки принимается в порядке ст. 101 НК РФ (п. п. 6, 14 - 19 Инструкции).

Обжаловать итоговое решение по проверке, которая проведена с участием полиции, также следует в общем порядке.

Примечание

О решениях, которые принимаются при назначении выездной налоговой проверки и по ее завершении, вы можете узнать в гл. 10 "Порядок проведения выездной проверки" и гл. 14 "Оформление результатов выездной проверки. Справка о проведенной проверке. Акт выездной проверки".

Об обжаловании итогового решения по налоговой проверке см. разд. 25.2 "Обжалование решений, принимаемых по итогам налоговых проверок".

Главная особенность совместных проверок состоит в том, что при их проведении сотрудники ОВД вправе пользоваться всеми средствами и методами проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, которые предоставлены им Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (п. п. 5, 13 Инструкции). В том числе в необходимых случаях они вправе применять силу.

Обратите внимание!

Сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться также при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. На это указал Минфин России в Письмах от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-147.

В заключение заметим, что еще одной формой сотрудничества органов внутренних дел с налоговым органами является обмен информацией (п. 4 ст. 30, п. 2 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ). Например, органы внутренних дел могут инициировать налоговую проверку. Для этого им достаточно направить в адрес налогового органа материалы об обстоятельствах, которые требуют совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговиков (п. п. 2, 5, 6 Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (Приложение N 2 к Приказу МВД России N 495 и ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009).

Наши рекомендации