Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере

Занятие 6, 4 часа. Вопросы управления и безопасность.

Цель: Уяснить содержание управления и самоуправления как универсальной сущности процессов, протекающих в Мироздании.

Выявить: сущность структурного и бесструктурного управления в социальных процессах; важность определения целеполагания субъекта управления, опознавания других элементов системы управления в социальных процессах для поддержания безопасности индивида и общества.

Раскрыть сущность этапов полной функции управления.

Вопросы:1. Содержание схемы управления.

Полная функция управления, её этапы и безопасность человека.

Ход занятия.

Краткое содержание и методические указания.

  1. Вступительная часть.

Организационная часть.

После краткого повторения материала предыдущего занятия, перейти к рассмотрению вопроса домашнего задания: «Как решается проблема вирусов для компьютера? Как решать проблему информационных вирусов Человеку?» (В ответе: необходимость наличия антивирусной программы. Что может быть для человека антивирусной программой? – соответствующая культура мышления, вытекающая из его миропонимания, формирующегося из мировоззрения человека, базирующегося в свою очередь на его нравственности.)

Оглашение цели, вопросов занятия и порядка их рассмотрения.

  1. Основная часть.

Содержание схемы управления.

Исходя из частных примеров процесса управления, рассмотренных на предыдущем занятии перейти к обобщению: все процессы во Вселенной (а Человек, общество – лишь отдельные фрагменты Вселенной) так или иначе проходят в режиме управления, в режиме самоуправления или же в некоторой комбинации из перечисленного.

Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере.

Итак, поехали…

Поехали на автомобиле. Предположим, на садовый участок. Вы крутите руль, переключаете скорость, нажимаете на педали, т.е. УПРАВЛЯЕТЕ автомобилем. Но управляете не просто так, а по определенному замыслу.

Во-первых, у вас есть цель управления. Это место, куда вы должны приехать. А во-вторых, в соответствии с этой целью, вы выбрали маршрут, по которому поедете. «Эх, дороги, пыль да туман…», «Путей-дорог» было много, но выбрали одну. Если вы — таксист, то самую длинную, если торопитесь — самую короткую, а если вы — разумный человек, то самую безопасную. И вот вы в пути!

Красота! Птички поют, светофор красным глазом подмигивает, бабушка — «божий одуванчик» норовит под колеса сигануть, школьники-оболтусы в лобовое стекло мячиком целят, дорогу рабочие разобрали — ям понаделали, дяденька «ГИП-ГИП-ДДшник» жезлом грозит. В общем — окружающая среда. И вы вынуждены на нее реагировать. Тормозите или снижаете скорость, поминаете все «цветы» разом, виртуозно уворачиваетесь от мячиков и ям, давите на гудок и, выехав за город, облегченно выжимаете полный газ. Таким образом, вы осуществляете управление автомобилем, действуя в соответствии со своим замыслом движения к намеченной цели, сообразуясь с обстановкой на дороге и правилами дорожного движения.

Как видите, все просто. Сложного ничего нет. Есть субъект управления — это водитель. Он осуществляет управляющее воздействие на объект управления — автомобиль. «Субъект» и «объект» — это по научному. Любого управленца или структуру управления называют одним словом — «субъект» (кто управляет). А то, чем он управляет (автомобиль, самолет, взвод солдат, страну), тоже коротко, но другим словом — «объект».

Субъект воздействует на объект своего управления. Например, извозчик хлестнул кнутом свою кобылу. Она побежала быстрее. Но это механическое воздействие. А можно воздействовать и по другому. «Ннноо…, милая…» — крикнул извозчик, а результат тот же. Другой случай: «Смирно!» — скомандовал взводный. И тридцать человек застыли, как вкопанные. «Скоро цены на муку будут повышены в два раза» — произнес с экранов телевизоров авторитетный политик, и вся страна бросилась в магазины закупать муку на месяцы. И механическое, и информационное управляющие воздействия называются по научному «прямая связь». То есть связь от субъекта к объекту.

Есть и «обратные связи». Приборы автомобиля (объекта) дают информацию водителю (субъекту) о скорости, наличии масла, бензина и т.п.: «Смотри, водитель! Бензин на исходе!». Солдатики падают на марш-броске: «Не гони, командир! Мы устали!». Никто не ходит в магазины, так как снизилась покупательная способность горожан: «Эй, мэр, (или губернатор) мы обнищали!» Все это информация о том, что надо корректировать управление: залить бензин, объявить привал, снижать цены. Сигналы от объекта управления к субъекту и есть обратная связь. Кстати, информация, идущая от окружающей среды (см. выше, как вы объезжали ямы), — тоже обратная связь.

При этом, если водитель — бесшабашный, командир — бессердечный, а мэр — своекорыстный, то они не очень-то обращают внимание на сигналы объектов управления и окружающей среды: гонят в любую погоду и при любых условиях через ухабы и канавы, давя «божьи одуванчики», т.е. не отрабатывают обратную связь.

В результате «всего этого», (а «это все» есть не что иное, как УПРАВЛЕНИЕ), можно доехать до цели, а можно и не доехать. Если хорошо управлял — вовремя снижал скорость (или цены), объезжал канавы (или берег людей), действовал по правилам (или по законам) — тогда доедешь (достигнешь цели управления). А если плохо управлял: плохое зрение — не видишь яму, дурное воспитание — не ценишь жизнь и здоровье людей, безграмотное, безнравственное управление (корыстолюбивый управленец, не знающий ДОТУ) — работаешь без плана, не видя цели, не корректируешь свои действия, не реагируешь на заботы горожан, а, хуже того, выпил спиртного, обкурился, то уж точно — не доедешь. Рано или поздно наступит «облом».

Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере - student2.ru После объяснения сути процесса управления на примере пары: водитель – автомобиль дать время зарисовать упрощённую схему управления в тетради слушателям (Рис.6.1.).

Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере - student2.ru

Результат
Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере - student2.ru Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере - student2.ru Рис. 6.1.

 
  Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере - student2.ru

Задать вопрос слушателям: «А может ли человек являться не субъектом управления, а объектом управления? Можно ли управлять его мыслями, действиями, жизнью?»

Из приведённых на рисунках схем видно, что объектами управления могут быть область, страна, всё человечество. Не управляемых процессов нет. Даже планета Земля управляется Солнцем, что тоже хорошо видно из схемы.

Ещё один пример. Родился маленький ребенок. Мама и папа вовремя меняют ему мяконькие пеленки (а не эти ужасные памперсы), рассказывают ему добрые, хорошие сказки, покупают умные, хорошие книги, сами не пьют, не курят, честно работают и ребенка учат только хорошему и т.д. и т.п. Задать вопрос аудитории: Что делают родители с точки зрения теории управления? Они осуществляют управляющее воздействие. В результате их управления «на выходе» — хороший результат. Как правило, в большинстве случаев (или статистически предопределённо).

Если же родители пьют, добрых русских сказок не рассказывают, усаживают ребенка на целый день перед телевизором, книг не покупают, то результат, хоть и не обязательно, но. статистически предопределённо другой – плохой. Объект управления здесь — ребенок. Субъект управления — родители. Управляющее воздействие — информационное (или механическое: прутиком, ремнем, а у некоторых, что под руку попадется). Результатом управления окажется вся будущая жизнь такого ребенка, а потом и взрослого человека.

Но ребенок не живет изолировано. Такое же управляющее воздействие на него оказывают бабушка и дедушка, детский сад, школа, улица, телевизор, музыка, кино, соседи и т.д., то есть общество. Здесь субъектом управления, оказывающим свое управляющее воздействие на молодого человека, является все общество в целом. Родители могут потерять управление над ребенком, но общество свое воздействие оказывает всю жизнь.

Например, папа не дает ребенку пиво: «Тебе нельзя, МАЛЕНЬКИЙ!» И тут же на его глазах выпивает. А на улицах — рекламные щиты, а по телевизору — шикарные клипы, а в магазинах — красивые бутылки. И подросток, пытаясь доказать, что он уже БОЛЬШОЙ, начинает выпивать. В конце концов, папа уже не может ему это запретить, а РЕКЛАМА НЕ КОНЧАЕТСЯ, и взрослеющий человек будет пить пиво всю жизнь, и не только пиво! В своем стремлении «поймать кайф», «брать от жизни все» люди идут на самые страшные преступления. Получается, что все преступления — это результат такого управления ребенком со стороны общества. Значит управляющее воздействие такого общества ПРЕСТУПНО. Причем наиболее сильно действует оно на молодые неокрепшие умы детей и подростков. А управленцы, разрешающие такую рекламу на экранах телевидения и улицах городов, — ПРЕСТУПНИКИ.

Другой пример. Выборная кампания. Субъекты управления, имеющие мощное информационное управляющее воздействие через телевидение и радио на объект управления (избирателей) пытаются этому «объекту» внушить, что у маленьких партий «нет шансов» на успех. При этом оглашаются по их же заказу сфабрикованные рейтинговые проценты. Это вранье, к сожалению, действует на людей и они от безысходности опускают руки. Но именно такой результат управления и хотели достичь олигархи и кланы, т.е. «субъекты управления».

Сделаем некоторые выводы: Управление и его частный случай самоуправление – категория обще Вселенская. Она присуща всем процессам, протекающим в Мироздании. В социальной среде для обеспечения безопасной жизнедеятельности необходимо уметь выявлять и осознавать целеполагание субъекта управления и элементы управления в процессах, затрагивающих человека как в качестве субъекта, так и в качестве объекта управления.

Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере - student2.ru

Рис.6.2.

Указать, что некоторые слушатели сразу могут не согласиться с тезисом об универсальности понятия «управления», ибо не везде могут увидеть его элементы. Дальше в объяснении остановиться на сути структурного и бесструктурного управления.

«На пра-во! Шагом марш!» — командует ротный. И подчиненные ему военнослужащие беспреко­словно выполняют его команду. Сотня людей поворачивается направо и марширует в указанном направлении.

Суть процесса управления (его содержательную часть) можно рассмотреть на наиболее понятном примере - student2.ru

Рис. 6.2.А.

Объект управления — это три взвода солдат, входящих в структуру роты. Субъект управления — командир роты. Он осуществляет управление, командует людьми. Управляющее воздействие — это его команда, приказ. При этом элементы системы управления: командир, подчинённые, право одного командовать и обязанности других – выполнять приказы заданы заранее (прописаны в общих для всех сторон военных уставах).

Все это —структурный способ управления.Есть определенная структура (рота, батальон, полк и т.д.). Управляющая информация циркулирует в этой структуре и управляет ее элементам — солдатом.

Командир полка собрал перед боем командиров батальонов, поставил каждому батальону задачу, указал цели, по которым надо вести огонь, рубежи, на которые им надлежит выйти, время начала боевые действия, порядок взаимодействия и т. д. Комбаты доведут это до своих подчиненных.

Так же и на производстве. Директор завода собрал начальников цехов. Обрисовал положение дел на заводе, сказал о недостатках, о просчётах в работе. Поставил задачи каждому начальнику цеха, сказал, какие мероприятия надо выполнять, чтобы улучшить качество продукции, повысить производительность. Начальники цехов, в свою очередь, собирают бригадиров, мастеров своего цеха. доводят требования директора, ставят конкретные задачи и т.д. То есть управляютлюдьми структурным способом.

А вот принципиально другой случай — очередь на автобусной остановке в городе N. Человек этак в пятьдесят. Все ждут автобуса. Тишина... Но двое людей, громко разговаривая, рассуждают о скором исчезновении с прилавков магазинов соли и спичек (а может чего-то другого, не в этом суть) или о резком подорожании макаронных изделий. Разговор ведут двое, но слушает вся очередь. В результате почти все, кто был на остановке, приехав домой, решают на всякий случай запастись «готовым к исчезнове­нию» товаром. Или «готовым к подорожанию». При этом каждый обязательно предупредит об этом своих родных и близких, которые, в свою очередь, сделают тоже самое. В результате всего этого на следующий день в городе N возникает дефицит соли и спичек, причиной которого послужил разговор на автобусной остановке двух неизвестных людей.

Что происходит в этом случае? Команды закупать соль и спички вам никто не дает. Ни командир роты, ни начальник цеха... Вы делаете это сами! Тот, кому нужно было вызвать ажиотаж и панику в городе N добился своей цели. распространив информацию среди жителей города с помощью так называемого слуха. «Словно мухи тут и там ходят слухи по домам...» Распространение шло среди людей, не связанных какой-либо структурой, т.е. бесструктурным способом.

В домашнем задании предложить смоделировать или распознать несколько примеров процессов, носящих структурный и бесструктурный способ управления.

Жители СССР-России не раз сталкивались с ней за годы «перестройки». Кто-то проверял, отрабатывал эффективность бесструктурного способа управления на больших массах людей.

Бесструктурный способ управления людьми известен с незапамятных времен. Вспомним детскую сказку. Двое ловких портных убедили целый город в том, что Голый король одет в волшебные одежды, невидимые только дуракам и бездельникам. Никто горожанам не приказывал думать, что король одет! Нет! На них было оказано информационное управ­ляющее воздействие. В результате каждый из них (смешное в том, что и сам король – тоже) был убежден, что только он не видит одежду. Перед нами пример бесструктурного способа управления Примечательна развязка сказки. Ребенок произнес всего одну фразу: «А король-то голый!» Значит достаточно назвать вещи своими именами, чтобы открыть глаза людям.

Используется бесструктурный способ и в наши дни. Представьте возможности, которыми обладает телевидение.

Предложить слушателям привести свои, сразу пришедшие на ум примеры бесструктурного управления. После этого завершить частным выводом: человеку, дабы не стать заложником чужих манипуляций, к жизненно важным процессам подходить осмысленно, делать свой выбор сознательно.

Управляющее воздействие на человека, осуществляемое бесструктурным способом, может носить очень долговременный характер, заранее программируя его поведение в определенной ситуации. Такими долговременными управляющими воздействиями, реализуемыми бесструктурным способом управления, являются нормы морали и нравственности, навязываемые религиозными догмами и светскими идеологиями. В иудо-христианстве, например, это требование «Подставить и правую щеку, если тебя ударили по левой»! Те, кто знает этот рабский догмат, умело используют его в своих целях. В результате христиане терпят наглость мерзавцев и подлецов. То есть сила управляющего воздействия, осуществляемого бесструктурным способом очень велика и более устойчива во времени, чем при структурном способе. Это может привести к трагедии глобального масштаба. Так, например, в религиозных поверьях индейцев Америки говорилось, что их покровитель и просветитель древности вернется к ним вновь стороны моря по воде и предстанет в блеске и сиянии огня. И индейцы ждали... И когда появились корабли испанских конкистадоров, и на берег вышли люди в металлических латах и шлемах, индейцы приняли их за ожидаемых богов. И беспрекословно подчинились им, что способствовало их поголов­ному истреблению. Было это? Было! Результатом явилась гибель целой цивилизации.

А астрологические прогнозы? Ведь это тоже программирование многих миллионов людей на соответствующее поведение вплоть до каждого дня. Бесструктурным способом. А вы задумывались, кому это выгодно? Кто заказывает все эти прогнозы? Кто пытается нами манипулировать?

Наши рекомендации