Государственные гарантии эффективности функционирования транспорта

Затянувшийся период развития цивилизованных рыночных отношений, лихорадочное колебание цен, недостаточный государственный контроль экономики, обременительные налоговые сборы, непрекращающийся кризис неплатежей, все это и многое другое подталкивает производителя к поиску новых путей и способов существования. Одним из таких способов и является логистика позволяющая оптимизировать совокупные затраты в процессе товародвижения.

Сейчас во главу угла ставится поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради прибыли. Внедрение логистических подходов в управлении приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе производственной инфраструктуры. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствования их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур - у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг. Кроме того, принципиальное значение приобретают экономические методы регулирования и стимулирования на уровне федеральных и региональных органов государственного управления, чтобы создать систему государственного регулирования и государственной поддержки развития в народном хозяйстве рациональной организации материалопотоков.

Если интересы, потребности и результаты рыночных отношений определяют возрастающую актуальность логистических подходов, то, в свою очередь, развитие логистического управления оказывает существенное влияние на совершенствование системы этих отношений и экономической политики органов управления.

Следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки и доставки продукции с наименьшими затратами. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках. Важнейшим условием логистики является поиск резервов снижения затрат на заготовку, складирование, разгрузку, погрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкуренции и лидерство в системе рыночных отношений.

Развитие и внедрение механизма логистического управления постоянно связано с привлечением резервов финансовых и всех других видов ресурсов. Известно, что они особенно значительны на стыках различных отраслей, и, следовательно, в первую очередь, для столь фондоемких и трудоемких, как отрасли производственной инфраструктуры, которые к тому же взаимодействуют не только между собой, но и с обслуживаемым производством. От эффективности их функционирования и достигаемой при этом экономии ресурсов во многом зависит в целом успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.

Важнейшей составляющей государственной экономической политики становится координация и регулирование материалопотоков, и связанными с ним информационными и финансовыми потоками. Государственная поддержка процесса товародвижения заключается в использовании целенаправленных экономических и организационных методов управления. Экономические методы воздействия на процессы товародвижения должны представлять собой в целом систему финансовых мер по рационализации этих процессов и сокращению связанных с ними затрат.

Организация системы государственного регулирования и государственной поддержки деятельности предприятий предполагает создание управляющих структур, распределение между ними функций и полномочий и определение порядка их взаимодействия на федеральном и региональном уровне.

На федеральном уровне система государственного регулирования представлена различными Министерствами России -государственными органами управления - и некоторыми координационными органами и общественными организациями. Регулирование деятельности предприятий в регионах осуществляется местными органами, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.

Министерства, как правительственный орган, разрабатывает и реализует государственную политику путем подготовки законодательных и нормативных актов, реализующих в сфере деятельности предприятий принципиальные положения социально-экономической и научно-технической политики правительства, обоснование статей федерального бюджета: касающихся финансирования развития народного хозяйства и отдельных предприятий, а также путем планирования и организации выполнения общегосударственных программ.

Формирующаяся система территориального управления деятельностью предприятий состоит из трех типов управляющих структур: органов местной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых структур и координационных органов.

Проведением региональной политики и непосредственным регулированием рынков должны заниматься Департаменты (отделы, комитеты) местных администраций.

Именно на региональном и местном уровне должны разрабатываться и применяться такие методы регулирования, как контроль ценообразования и применения тарифов, налоговые льготы (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков предприятий, занимающихся социально-значимым производством, финансирование развития инфраструктуры региона (частично) и т.д.

К методам государственной поддержки и регулирования можно отнести: рекомендательные - средства научно-методического обеспечения функционирования субъектов инфраструктуры; методы косвенного управления - через экономическую поддержку; прямое управление отдельными элементами инфраструктуры как естественными монополиями;

прямое экономическое регулирование товарного рынка и его инфраструктуры.

Методы регулирующих воздействий на рынок. Необходимость государственного вмешательства в процесс формирования и функционирования отраслей народного хозяйства происходит в следующих случаях: при организации рынков;

снижение социальных издержек деятельности предприятий и поддержка конкурентности рынков, а также инвестирование в развитие инфраструктуры.

Основой всей системы государственного регулирования являются нормативно-правовые и лицензионные методы. С их помощью реализуется основная функция государства - организация рынка. Под этим понимается определение прав и ответственности субъектов рынка; формирование минимальных требований к квалификации работников и качеству оказываемых услуг.

Выполнение еще одной функции государства - контроль и снижение уровня социальных издержек деятельности предприятий - осуществляется также нормативно-правовыми методами.

Организация лицензирования деятельности предприятий создает механизм контроля над выполнением законодательства, обеспечивает выполнение предприятиями установленных стандартов при осуществлении технологического процесса.

Государственная лицензионная политика является важнейшим административно-правовым средством обеспечения безопасности технологического процесса, охраны окружающей среды, организация рынков, защиты интересов предпринимателей и потребителей.

Государственные органы разрабатывают систему лицензионных требований, обеспечивающих профессионализм, компетентность, коммерческую добросовестность и финансовую состоятельность предприятий и предпринимателей: определяют ответственность за нарушения лицензионной дисциплины; осуществляют оперативную деятельность по выдаче разрешений на осуществление определенной деятельности; контролируют выполнение предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией, и применяют предусмотренные законодательством санкции в случае нарушения этих требований.

Налоговые методы регулирования бывают двух видов:предоставление налоговых льгот или, наоборот, введение дополнительных налогов. Целью применения налоговых льгот является стимулирование увеличения предложения услуг в определенных секторах рынка. Введение дополнительных налогов применяется с целью аккумулирования средств для федеральных и региональных программ развития производственной инфраструктуры. Налоговое регулирование деятельности предприятий должно согласовываться с экономической политикой правительства.

Финансовые методы влияния на функционирование и развитие народного хозяйства разделяются на:

· покрытие текущих убытков предприятий (дотации) с целью поддержки определенных видов деятельности;

· капитальные вложения (инвестиции) в развитие логистических систем.

Далее идут тарифные и ценовые методы регулирования. Важность тарифного регулирования обусловлена тем, что, как показывает опыт последних лет, рост тарифов, например транспортных, является одним из наиболее активных факторов развития инфляционных процессов. Другой аспект - необходимость сохранения доступного для большинства населения уровня цен на товары и услуги.

Основными механизмами государственного регулирования ценообразования являются (в различном сочетании):

определение правил построения тарифов в различных секторах рынка;

установление общего рекомендуемого или обязательного уровня тарифов на отдельные виды деятельности;

установление максимальной рентабельности отдельных видов деятельности.

Из всех перечисленных методов государственного регулирования и государственной поддержки самыми сложными и тонкими являются косвенные - налоговые и тарифные. Устанавливая ставку налога или уровень тарифов, следует тщательно просчитывать влияние этих мер на экономику страны.

В настоящее время государственным органам необходимо сосредоточится на нормативно-правовых и лицензионных методах воздействия на рынки, что означает законодательное обеспечение новых рынков и отработку механизма контроля над его соблюдением.

Логистические подходы оказывают многоплановое влияние на функции органов государственного управления в условиях развития рыночных отношений. Например, с помощью использования логистических методов управления органы управления могут изыскивать дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей, путем регулирования цен на логистические услуги, сокращая затраты предприятий на оплату этих услуг и создавая условия для повышения доходов государственного бюджета. Кроме того, использование логистических подходов на уровне органов управления будет способствовать развитию межотраслевых связей предприятий промышленности, транспорта и торговли. Причем, логистическое управление товародвижением на федеральном и региональном уровнях может осуществляться в рамках координационных и межведомственных структур.

Таким образом, развитие функций государственных структур под воздействием использования методов логистического управления повлияет на совершенствование экономической политики, на повышение эффективности деятельности народного хозяйства.

Наши рекомендации