Конспектирование фраз
В отличие от рассмотренных приемов записи отдельных слов и словосочетаний приемы конспектирования фраз более сложные, поскольку требуют полного осмысления и переработки текста. Обычно студенты записывают слова в той последовательности, в которой их произносит преподаватель. Но если размещать элементы записи не последовательно, а использовать всю длину и ширину тетрадной страницы, то можно значительно сократить число слов, которые следует записать. Способ, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаги, называется пространственной записью.
Основными приемами пространственной записи являются - выделение абзацев, написание формул, формулировок в отдельной строке, отступы различной величины от начала строки, записывание информации на различных сторонах листа и т.д. Так, например, конспектируя лекцию по государственному регулированию экономики, его преимущества можно записать с левой стороны страницы, а недостатки - с правой.
Пространственная запись - способ, который наиболее концентрировано выражает суть конспектирования. Он ускоряет запись, улучшает ее восприятие и запоминание. При активном использовании такой записи конспект приобретает форму структурно-логической схемы, а каждая страница отличается от другой и легче запоминается.
Другой способ, часто применяемый для конспектирования фраз называется использование контекста. Контекст - это законченный в смысловом отношении отрывок речи, точно определяющий смысл входящей в него фразы. Суть данного способа конспектирования заключается в том, что записывать в конспект нужно не все слова, а только те, которые несут основную смысловую нагрузку. Необязательно записывать вводные слова (безусловно, очевидно, по моему мнению и др.), эпитеты, сравнения и т.д. Можно сократить и слова, относящиеся к группе подлежащих. Например, если темой лекции является политическая система российского общества , то не нужно всякий раз писать фразу "политическая система российского общества". Достаточно ограничиться словами: "Служит для...", "Включает в себя:...", "Характеризуется...", "Достоинства: ..." , "Недостатки: ..." Раз речь в лекции идет о политической системе, то эти кратко записанные фразы имеют отношение именно к этой системе.
Разновидностью применения контекста при сокращении текста лекции является использование макроконтекста. Этим термином лингвисты обозначают всю совокупность знаний данного человека. Макроконтекст каждого студента сугубо индивидуален: он зависит от качества полученного образования, уровня культуры, образа жизни, места жительства, национальных традиций и т.д. Поэтому то, что студент хорошо знает, что для него очевидно, в конспект лекции можно не записывать вообще. Например, если человек уверен в своих знаниях, на лекции по культурологии можно не записывать основные виды искусства, авторов художественных произведений, памятников архитектуры, а на лекциях по истории - известные даты исторических событий.
Для сокращения записи за счет контекста надо обязательно понимать смысл лекции, иначе можно сократить самую важную информацию. Макроконтексты у различных людей разные, и то, что кажется очевидным и понятным для одного, может быть непонятным и необъяснимым для другого. Написанным таким образом конспектом может воспользоваться только сам автор.
Наиболее сложным и достаточно трудным способом скоростного конспектирования считается преобразование фразы. Он используется тогда, когда важна запись смысла, а не самого текста. Применение такого способа требует безусловного и полного понимания конспектируемого материала, его творческой переработки и довольно высокой скорости мышления. Суть его заключается в том, чтобы найти и записать фразу, эквивалентную высказанной преподавателем, но более короткую. Сделать это можно несколькими путями:
Во-первых, подбирать более короткие синонимы для составляющих фразу слов. (Вспомните, как подбирались синонимы к слову "ударить" в известном фильме Василия Шукшина "Печки-лавочки"). Например, вместо достаточно длинных слов можно подобрать более короткие синонимы:
Конфисковать - изъять Изумительный - дивный
Наименьшее количество - минимум
Бесцеремонность - наглость Взволнованность - тревога
Воздействие- влияние Персонально - лично
Уменьшение - убыль Мгновение - миг
Совершенствовать- улучшать Наводнение - потоп
Приземлиться - сесть Изогнутая - кривая
Общая совокупность - сумма
Во-вторых, сформулировать высказанную преподавателем мысль другими словами. Особенно этот прием эффективен при конспектировании лекций по гуманитарным дисциплинам, где нередко используется достаточно много слов, необходимых для эмоциональной, оценочной окраски фразы. Так предложение, высказанное преподавателем на занятиях по педагогике: "В индивидуальной работе с персоналом постоянные упреки за допущенные ошибки, недостатки, взыскания и различного рода запрещения со стороны руководителя подрывают веру подчиненного в свои силы, порождают пассивность, безынициативность, не дают развернуться имеющимся у него положительным качествам" содержит 260 букв и знаков препинания. Используемые в нем слова способствуют созданию у обучаемых соответствующего настроя и лучшего восприятия фразы, но во многом дублируют друг друга. Оставив только самую суть высказанной педагогом мысли, эту фразу можно записать в 4,4 раза короче: "Постоянные придирки к подчиненным вредят их работоспособности"
Во время лекции может возникнуть ситуация, когда потребуется полная точность текста, например, при записи определений, положений соответствующего закона, названий правовых актов и др., где существенным может оказаться каждое слово. В этих случаях изменять фразу нельзя и пользоваться приемами сокращения следует с большой осторожностью.
Освоение достаточно сложного приема скоростного конспектирования, каким является преобразование фразы, на начальном этапе может вызвать определенные трудности. Для их преодоления нужны тренировки. Но сначала лучше тренироваться не в ходе лекции, а с печатными источниками, когда нет ограничения по времени.