Конспектирование литературы

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы психодидактики»

Направление подготовки /специальность

Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование

Москва

1.Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы психодидактики»

Наименование трудового действия[1] Соответствующие компетенции[2] Структура компетенции[3] Тема занятия[4] Вид аттестации[5] Оценочные средства
Общепедагогическая функция. Обучение; трудовые действия[6]: Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов Общепедагогическая функция: Воспитательная деятельность Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Развивающая деятельность Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития   1) готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) Знает и понимает: –предмет и методы психодидактики, – психологические механизмы и закономерности усвоения личностью социально-культурного опыта в образовательной среде; - психологическую сущность педагогической деятельности; -современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества и сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательной организации. Умеет: -учитывать и понимать значимость возрастно-половых и индивидуально-психологических особенностей дошкольников и младших школьников при осуществлении профессиональной деятельности. Владеет навыками (опытом деятельности): - осуществлять рефлексию педагогической деятельности. Методологические основы психодидактики Текущий контроль успеваемости Конспект/ аннотация Тестирование Выполнение заданий для самостоятельной работы (определение понятий, заполнение таблицы, анализ литературных источников)
Движущие силы и источники психического развития. Текущий контроль успеваемости Конспект рекомендованных источников Выполнение заданий для самостоятельной работы (анализ литературы, эссе), Аннотации предложенных документальных фильмов Тестирование
2) способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) Знает и понимает: – имеет представление об основных законах развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; – основные теории и концепциях психического развития ребенка на различных этапах онтогенеза; – имеет представление об основных закономерностях, принципах обучения, воспитания и развития; – о тенденциях в преемственности содержания, форм и методов дошкольного, начального общего и общего образования, об изменении образовательных парадигм, – основные теории обучения и воспитания дошкольников и младших школьников, в том числе с особыми образовательными потребностями. Уметь: – использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; – использовать знание различных теорий обучения в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.. Владеет навыками (опытом деятельности): – применять конкретные принципы, методики при проектировании содержания, форм и методов обучения детей младшего школьного возраста (дошкольного возраста). Когнитивное развитие и развивающее обучение. Текущий контроль успеваемости Вопросы для обсуждения Эссе Конспект Презентация/реферат Глоссарий
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования Текущий контроль успеваемости Контрольная работа (реферат) Выполнение заданий для самостоятельной работы (анализ литературы) Тестирование
3) готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3).   Знает и понимает: – иметь представление об основных тенденциях развития современного образования и культурно-просветительской деятельности, положения, принципы ФГОС НОО, психолого-педагогические условия реализации программ основного общего образования; – основы и особенности организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; Умеет: – планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей, принципов обучения и личностных, возрастных особенностей обучающихся; Владеет навыками (опытом деятельности): – способностью оценивать психологическую сообразность (культуросообразность, эффективность) подобранных содержания, форм и методов сопровождения участников образовательных отношений в соответствии с образовательными целями; – опытом разработки мероприятий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной среды. Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса Промежуточная аттестация обучающихся Тестирование Проект

2. Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (комплекты заданий для оценки сформированности компетенций со шкалой оценивания)[7]

Подготовка ответов на вопросы для самостоятельной работы:

- Определите понятие «психодидактика»

- Назовите факторы и причины, обусловливающие необходимость разработки новых образовательных технологий и систем

- Раскройте взаимосвязь и отличия психодидактики и теории обучения.

- Обозначьте методы исследования, которые распространены в современной научной среде. Назовите критерии отбора методов исследований психодидактики.

- Укажите основные принципы государственной политики в сфере образования

- Рассмотрите приоритетные цели и задачи основного общего образования, укажите специфику

- Вспомните конус обучения Эдгара Дейла, сделайте вывод о следствиях указанной разработки, какие формы и средства обучения являются приоритетными в современном образовании.

- Раскройте основные тенденции развития культурно-просветительской деятельности в образовательной среде.

- Обозначьте положения ФГОС НОО (ФГОС ДО), психолого-педагогические условия реализации программ начального общего образования (дошкольного образования).

- Предположите, каковы тенденции развития образования в современном мире (в качестве опоры можно рассматривать содержание доклада П. Лукши «В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для 21 века» http://www.slideshare.net/edu2035/gef-moscow-edcrunch-preparing-for-the-tide; материалы сайта-проекта http://www.edutainme.ru, например, http://www.edutainme.ru/post/school-2016/).

- Раскройте кратко законы развития личности, известные в педагогической психологии.

- Опишите основные генетические и средовые детерминанты развития личности. Приведите пример активности как основного предиктора личностных достижений.

- Соотнесите понятия обучения, научения, учебной деятельности и учения. Результаты сравнения занесите в таблицу.

- Раскройте законы и принципы обучения.

- Раскройте основные теории - решения проблемы соотношения обучения, воспитания и развития личности.

- Обозначьте основные психологические проблемы учения.

- Перечислите основные психологические подходы к когнитивному развитию ребенка, раскройте их сущность.

- Предположите, какие условия процесса обучения обусловливают повышение качества познавательной сферы младших школьников/дошкольников (на выбор по профилю обучения студента).

- Обоснуйте, какова специфика организации совместной деятельности, педагогического, межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды образовательной организации.

- Обозначьте результаты образования по ФГОС НОО: предметные, метапредметные, личностные (целевые ориентиры дошкольного образования).

- Раскройте этапы усвоения культурного опыта в образовательной среде.

- Определите понятие «мотивация учения», обозначьте возрастные различия мотивации учения у младших школьников и подростков.

- Обозначьте возможности индивидуализации и дифференциации образования.

- На ваш взгляд, в чем причины неуспеваемости школьника (низкой обучаемости ребенка дошкольного возраста), какие типы неуспеваемости вы можете назвать.

- Раскройте психологические особенности обучения одаренных детей (детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, проявлениями аутистического спектра и пр. особыми образовательными потребностями).

- Какие требования к личности педагога предъявляет культурно-просветительская деятельность? Назовите основные профессиональные компетенции педагога.

- Определите условия поддержания конструктивных отношений с родителями учащихся (воспитанников ДОО).

- Обозначьте подходы к определению структуры образовательной среды. Каковы критерии диагностики профиля образовательной среды (В.А. Ясвин).

- Назовите показатели психологической безопасной образовательной среды образовательной организации. Раскройте угрозы психологической безопасности и условия из предупреждения и преодоления.

- Приведите классификацию методов обучения и развития в начальном общем образовании (в дошкольном образовании).

- Раскройте этапы конструирования единого пространства развития ребенка младшего школьного возраста (дошкольного возраста).

- Обозначьте варианты моделей межструктурного взаимодействия специалистов образовательной организации (уровень образования – по профилю обучения).

- Составьте сравнительную таблицу сущности и возможностей коллективного взаимообучения и группового обучения.

- Рассмотрите, используя примеры из профессиональной деятельности учителя (воспитателя), формы, средства и условия психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса (родителей, педагогического коллектива – по выбору).

Максимальный балл за данную контрольную точку (все выполненные задания) составляет 28 баллов.

Конспектирование литературы

Алгоритм подготовки конспекта, студенту необходимо:

1. Определить цель работы.

2. Ознакомиться с материалом, полностью прочитав его текст.

3. Составить план, соотнося его с заданной темой и целью работы.

4. Определить части текста, соотносящиеся с пунктами плана, и выделить их.

5. Законспектировать материал в соответствии с пунктами плана.

6. Окончательно оформить конспект, указав автора, название статьи, название основного источника, откуда взят материал, место издания, год выхода в печать

Литература для конспектирования

- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. URL: http://www.docme.ru/doc/227435/asmolov--kak-proektirovat._-universal._nye-uchebnye-dejstviya (дата обращения 30.08.2015). – С. 6–20.

- Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/ А.Г. Асмолов. – М., Воронеж, 1996. – С. 625 – 642. – URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch10_3.html (дата обращения 30.07.2015).

- Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – №1. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032652/3%20Asmolov.pdf (дата обращения 28.08.2015). – С. 65–86

- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - С. 319-355. - URL: http://www.klex.ru/s6

- Василенко, Н.В. Теоретические модели современных систем образования. / Н.В. Василенко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 71. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-modeli-sovremennyh-sistem-obrazovaniya (дата обращения: 30.10.2015).

- Гибельгауз, О.С. Методологические проблемы психодидактики / О.С. Гибельгауз, А.Н. Крутский //Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – 2 (6). – С. 50–54.

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф/документы/2882(дата обращения 22.08.2015).

- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. – URL: http://www.studmed.ru/zagvyazinskiy-vi-teoriya-obucheniya-sovremennaya-interpretaciya_f3c6fcd5ed4.html# (дата обращения 24.08.2015). – С. 31–51.

- Загвязинский, В.И. Целевые ориентиры реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – №9. – С. 7–16.

- Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс]. – URL: http://russia.bestpravo.ru/fed1992/data02/tex12878.htm (дата обращения 22.08.2015).

- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Электронный ресурс] – М.: Педагогика-пресс, 1994. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_rech-myshlenie-rebenka_1994/go,8;fs,0/ (дата обращения 30.08.2015). - С. 105-126.

- Савенков, А.И. Психодидактика / А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с. – С. 11–43.

- Савенков, А.И. Психодидактика / А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с. – С. 126–154.

- Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. – URL: http://fileskachat.com/file/30868_741f3c694ba1c7e44fe0d635135c09ec.html (дата обращения 24.08.2015). – С. 4–7.

- Теперкина, М.В. Из опыта формирования конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / М.В. Теперкина // На пороге взросления. – М.: МГППУ, 2011. – http://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48359.shtml

- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии [Электронный ресурс]. – М., 1930. – URL: http://www.klex.ru/eta (дата обращения 30.08.2015).

- Цирульников, А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети [Электронный ресурс]/ А.М. Цирульников // Вопросы образования. 2010. – №2. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-podhod-k-razvitiyu-sistemy-obrazovaniya-obrazovatelnye-seti (дата обращения: 30.08.2015).

- Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81.–URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10446.php (дата обращения 30.08.2015)

- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – URL: http://www.twirpx.com/file/450731/ (дата обращения 30.08.2015). – С. 117–199.

- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с. – – URL: http://pedlib.ru/Books/6/0471/6_0471-1.shtml (дата обращения 24.08.2015). – С. 221–280.

Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 5 баллов.

Наши рекомендации