Проект «Проблемы водоснабжения г. Москвы»
Предмет: география. Класс: 9-й гимназии. Характер проекта: междисциплинарный.
Разделы науки: картография, демография, история, экология, информатика, географический прогноз, экономическое моделирование.
Тип проекта: исследовательский,
Оборудование: компьютеры с широкой периферией, с выходом в Интернет; сканер для считывания графической информации; лазерный принтер; видеомагнитофон, магнитофон, диапроектор, ксерокс.
Цель проекта: изучение возможности создания дополнительного резервуара воды для снабжения г. Москвы.
Задачи проекта:
• научиться создавать и трансформировать карты района за
топления;
. уметь анализировать демографическую ситуацию заданного района;
• уметь проводить социологические опросы по теме проекта;
• научиться определять возможные пути развития территории;
• уметь проводить экономический анализ;
. освоить метод географического прогнозирования.
На обсуждение в качестве темы проекта учащимся была предложена проблема дефицита питьевой воды в столичном регионе. Москва испытывает недостаток водных ресурсов уже давно, для его покрытия выдвигалось несколько альтернативных проектов. В результате дискуссии о возможных путях решения проблемы был выбран путь создания резервного водохранилища в верховьях Волги. Были сформированы три «экспертные» группы, работающие по следующим направлениям:
1. Создание карты района затопления (развитие умений пользоваться географическими и топографическими картами с экрана
дисплея, сканировать графическую информацию, рисовать на экране дисплея).
2. Анализ демографической ситуации (развитие умений производить обработку статистических материалов, делать демографический прогноз, создавать карты, диаграммы, схемы).
3. Определение возможных путей развития территории (выделение экологических проблем и поиск путей их решения, проблема создания рекреационной зоны, сельскохозяйственного производства; для оформления и комментирования полученных результатов — создание слайд фильма).
Первая группа при создании карты использовала сканер, лазерный принтер, работала с базами данных глобальной сети Интернет, использовала издательскую систему «Пейдж-мейкер».
Вторая группа собирала и изучала сведения из словарей, энциклопедий и справочников, собирала информацию в базах данных сети Интернет (Статуправление Москвы, база данных по статистике водных ресурсов Канады), анализировала полученную информацию, проводила социологический опрос по изучаемой проблеме среди школьников и родителей.
Третья группа также работала со справочной литературой. Ребята тщательно изучали видеоматериалы и слайды, собранные в медиате-ке гимназии, работали с удаленными базами данных сети Интернет, осваивая фонды крупнейших библиотек мира по вопросам экологии. В ходе выполнения проекта появилась еще одна группа, к выводам которой нельзя было не прислушаться. Вместо экстенсивного способа решения проблемы учащиеся предложили изыскать внутренние резервы, предусмотрели режим экономии. Таким образом, четвертая группа работала с компьютерными программами математического расчета, графическими и текстовыми редакторами, создавая в короткие сроки диаграммы, выводя графики и обрабатывая статистические материалы, полученные в телекоммуникационных сетях.
Вся работа заняла 3 урока.
Урок 1. Ваша задача — обсудить в своей группе методом «мозговой атаки» возможные способы решения поставленной перед вами задачи, в результате обсуждения выдвинуть гипотезы ее решения и определить методы исследования. Вам необходимо также распределить роли в группе — кто, за что будет отвечать. Тот, кому предстоит защищать проект, докладывает всему классу о принятых решениях. Учащиеся класса включаются в обсуждение и либо принимают предложения группы, либо предлагают какие-то дополнения, коррективы. В конце урока у учителя на столе должны лежать аргументированные решения каждой группы об их программе поиска.
Урок 2. Теперь вам необходимо обсудить в своих группах собранный каждым материал, заготовки для общего проекта, подготовленные к уроку в медиатеке; разработать общий план, сценарий своей части проекта; доложить классу о принятых решениях, о дальнейших путях поиска. Класс принимает активное участие в обсуждении частей проекта каждой группы, дополняет, задает возникающие вопросы, советует, на что еще следует обратить внимание. В конце урока каждая группа должна подготовить
согласованный план своей части проекта, распределить собранный материал и иметь четкое представление о том, какого материала, каких фактических данных еще не хватает и где их можно получить. Начинается и подготовка оформления своей части проекта. Распределяются роли для оформительской работы.
Урок 3. Происходит защита проектов каждой группой с соот-истствущей демонстрацией подготовленных наглядных материалов. Весь класс принимает активное участие в обсуждении заданий групп с тем, чтобы общими усилиями отобрать материал, систему аргументов для общего проекта. Создается редакционная группа для оформления результатов исследовательской работы (во внеурочное время).
Проект займет свое место на выставке исследовательских проектов учащихся в кабинете географии.
А вот как описывает свой опыт применения метода проектов на уроках биологии в 7-м классе Моркотун Н.Т. (гимназия № 1512).