Категория информативности текста

I. Понятие категории. Специфика выявления категорий текста.

II. Неоднозначность и неоднородность категориальных классификаций:

1. Категории И. Р.Гальперина.

2. Категории Т. Н.Николаевой.

3. Категории В. В.Одинцовой;

4. Содержательные и структурные категории.

III. Виды информации в тексте.

1. Информация в общепринятом и терминологическом смысле;

2. Проблема нового и ценность получаемой информации в отношении к разным типам текстов.

IV. Содержательно-фактуальная информация.

1. Язык как код. Содержание субкодов в языке. Причины трудностей в декодировании информации.

2. Особенности категории информативности:

а) в газетных сообщениях;

б) в резолюциях;

в) в дипломатических протоколах;

г) в уставе ООН.

V. Содержательно-концептуальная информация в художественных текстах.

VI. Отношение содержательно-подтекстовой информации к другим категориям:

1. СПИ и пресуппозиция, символ, содержательно-концептуальная информация, подтекст и контрапункт.

2. Ситуативная и ассоциативная СПИ.

3. Роль СФИ в формировании подтекста.

4. Неоформленность и неопределенность подтекста.

5. Подтекст в различных типах текста.

Тексты для анализа

Веснушки.

У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. Это кладовые. В них дерево хранит свои семена. Ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых: ветер бьет шишечки, выдувает семена ничего не добьется. Мороз стучит - не достучится. Поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригревать - теплые лу­чи, как золотые ключики, отомкнут кладовые. Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.И. Полуянов

Н.Н..

Стройно и тихо проходишь ты по жизненному пути, без слез и без улыбки, едва оживленная равнодушным вниманием. Ты добра и умна... и все тебе чуждо - и никто тебе не нужен.

Ты прекрасна - и никто не скажет: дорожишь ли ты своей красотой или нет? Ты безучастна сама - и не требуешь участия. Твой взор глубок - и не задумчив; пусто в этой светлой глубине. Так в Елисейских полях, под важные звуки глюковских мелодий беспечально и безрадостно проходят стройные тени. (И. Тургенев. 1879, ноябрь)

Хорошо здесь: и шелест и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.

И на пышных парадных снегах

Лыжный след, словно память о том,

Что в каких-то далеких веках

Здесь с тобою прошли мы вдвоем.

А. Ахматова. 1922

2. В чем символичность следующих текстов и какими средствами она обозначена?

Высокая костлявая старуха с железным лицом и неподвижно тупым взором идет большими шагами и сухою, как палка, рукою толкает перед собой другую женщину.

Женщина эта огромного росту, могучая, дебелая, с мышцами, как у геркулеса, с крохотной головкой на бычачьей шее - и слепая -в свою очередь толкает небольшую худенькую девочку. У одной этой девочки зрячие глаза: она упирается, оборачивается назад, поднимает тонкие, красивые руки; ее оживленное лицо выра­жает нетерпение и отвагу... Она не хочет слушаться, она не хочет идти, куда ее толкают... и все-таки должна повиноваться и идти.

И. С. Тургенев

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье.

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, Пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей". А. Пушкин. 1826

Ср. текст из Книги Исайи - одной из трех книг "Великих Пророков" (так в христианской традиции называют Исайю, Иеремию, Иезекииля), который вдохновил А. Пушкина на создание стихотворения "Пророк".

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле вы­соком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Во­круг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Ца­ря, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвен­ника. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст тво­их, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И ус­лышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пой­дет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Библия; Кн. пр. Ис. ; гл. 6) .

3. Выявите содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную информацию в рассказе А.П.Чехова "Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.".

(ж) "Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обедневший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки. Лица некраси­вые, но симпатичные и привлекательные. Герой - спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу кулаков.

Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятая.. . непонятная, одним словом: природа!!!

Белокурые друзья и рыжие враги.

Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть.

Тетка в Тамбове.

Доктор с озабоченным лицом, подающий надежду на кризис; часто имеет палку с набалдашником и лысину, а где доктор, там ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга, уход за раненым на дуэли и неизбежный совет ехать на воды.

Слуга - служивший еще старым господам, готовый за господ лезть куда угодно, хоть в огонь. Остряк замечательный.

Собака, не умеющая только говорить, попка и соловей.

Подмосковная дача и заложенное имение на юге.

Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое.

Портфель из русской кожи, китайский фарфор, английское седло, револьвер, не дающий осечки, орден в петличке, ананасы, шампанское, трюфеля и устрицы.

Нечаянное подслушивание как причина великих открытий.

Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техниче­ское СЛОВЦО.

Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства.

Очень часто отсутствие конца.

Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце.

Конец".

4. Выявите СПИ. Определите ее тип.

Примерно на такой же веранде я впервые увидел жену Бунина - Веру Нико­лаевну Муромцеву, молодую, красивую женщину - не даму, а именно женщину, -высокую, с лицом камеи, гладко причесанную блондинку с узлом волос, сползаю­щих на шею, голубоглазую, даже, вернее, голубоокую, одетую, как курсистка, мос­ковскую неяркую красавицу из той интеллигентной профессорской среды, которая казалась мне всегда еще более недосягаемой, чем, например, толстый журнал в кир­пичной обложке со славянской вязью названия - "Вестник Европы", выходивший под редакцией профессора с многозначительной, как бы чрезвычайно научной фами­лией Овсянико-Куликовский"' (В, Катаев. Трава забвения. - Новый мир, 1970, №3).

Семинар 8

Наши рекомендации