Категория информативности текста
I. Понятие категории. Специфика выявления категорий текста.
II. Неоднозначность и неоднородность категориальных классификаций:
1. Категории И. Р.Гальперина.
2. Категории Т. Н.Николаевой.
3. Категории В. В.Одинцовой;
4. Содержательные и структурные категории.
III. Виды информации в тексте.
1. Информация в общепринятом и терминологическом смысле;
2. Проблема нового и ценность получаемой информации в отношении к разным типам текстов.
IV. Содержательно-фактуальная информация.
1. Язык как код. Содержание субкодов в языке. Причины трудностей в декодировании информации.
2. Особенности категории информативности:
а) в газетных сообщениях;
б) в резолюциях;
в) в дипломатических протоколах;
г) в уставе ООН.
V. Содержательно-концептуальная информация в художественных текстах.
VI. Отношение содержательно-подтекстовой информации к другим категориям:
1. СПИ и пресуппозиция, символ, содержательно-концептуальная информация, подтекст и контрапункт.
2. Ситуативная и ассоциативная СПИ.
3. Роль СФИ в формировании подтекста.
4. Неоформленность и неопределенность подтекста.
5. Подтекст в различных типах текста.
Тексты для анализа
Веснушки.
У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. Это кладовые. В них дерево хранит свои семена. Ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых: ветер бьет шишечки, выдувает семена ничего не добьется. Мороз стучит - не достучится. Поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригревать - теплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые. Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.И. Полуянов
Н.Н..
Стройно и тихо проходишь ты по жизненному пути, без слез и без улыбки, едва оживленная равнодушным вниманием. Ты добра и умна... и все тебе чуждо - и никто тебе не нужен.
Ты прекрасна - и никто не скажет: дорожишь ли ты своей красотой или нет? Ты безучастна сама - и не требуешь участия. Твой взор глубок - и не задумчив; пусто в этой светлой глубине. Так в Елисейских полях, под важные звуки глюковских мелодий беспечально и безрадостно проходят стройные тени. (И. Тургенев. 1879, ноябрь)
Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
И на пышных парадных снегах
Лыжный след, словно память о том,
Что в каких-то далеких веках
Здесь с тобою прошли мы вдвоем.
А. Ахматова. 1922
2. В чем символичность следующих текстов и какими средствами она обозначена?
Высокая костлявая старуха с железным лицом и неподвижно тупым взором идет большими шагами и сухою, как палка, рукою толкает перед собой другую женщину.
Женщина эта огромного росту, могучая, дебелая, с мышцами, как у геркулеса, с крохотной головкой на бычачьей шее - и слепая -в свою очередь толкает небольшую худенькую девочку. У одной этой девочки зрячие глаза: она упирается, оборачивается назад, поднимает тонкие, красивые руки; ее оживленное лицо выражает нетерпение и отвагу... Она не хочет слушаться, она не хочет идти, куда ее толкают... и все-таки должна повиноваться и идти.
И. С. Тургенев
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье.
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, Пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей". А. Пушкин. 1826
Ср. текст из Книги Исайи - одной из трех книг "Великих Пророков" (так в христианской традиции называют Исайю, Иеремию, Иезекииля), который вдохновил А. Пушкина на создание стихотворения "Пророк".
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Библия; Кн. пр. Ис. ; гл. 6) .
3. Выявите содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную информацию в рассказе А.П.Чехова "Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.".
(ж) "Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обедневший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки. Лица некрасивые, но симпатичные и привлекательные. Герой - спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу кулаков.
Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятая.. . непонятная, одним словом: природа!!!
Белокурые друзья и рыжие враги.
Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть.
Тетка в Тамбове.
Доктор с озабоченным лицом, подающий надежду на кризис; часто имеет палку с набалдашником и лысину, а где доктор, там ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга, уход за раненым на дуэли и неизбежный совет ехать на воды.
Слуга - служивший еще старым господам, готовый за господ лезть куда угодно, хоть в огонь. Остряк замечательный.
Собака, не умеющая только говорить, попка и соловей.
Подмосковная дача и заложенное имение на юге.
Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое.
Портфель из русской кожи, китайский фарфор, английское седло, револьвер, не дающий осечки, орден в петличке, ананасы, шампанское, трюфеля и устрицы.
Нечаянное подслушивание как причина великих открытий.
Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техническое СЛОВЦО.
Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства.
Очень часто отсутствие конца.
Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце.
Конец".
4. Выявите СПИ. Определите ее тип.
Примерно на такой же веранде я впервые увидел жену Бунина - Веру Николаевну Муромцеву, молодую, красивую женщину - не даму, а именно женщину, -высокую, с лицом камеи, гладко причесанную блондинку с узлом волос, сползающих на шею, голубоглазую, даже, вернее, голубоокую, одетую, как курсистка, московскую неяркую красавицу из той интеллигентной профессорской среды, которая казалась мне всегда еще более недосягаемой, чем, например, толстый журнал в кирпичной обложке со славянской вязью названия - "Вестник Европы", выходивший под редакцией профессора с многозначительной, как бы чрезвычайно научной фамилией Овсянико-Куликовский"' (В, Катаев. Трава забвения. - Новый мир, 1970, №3).
Семинар 8