Классификация муниципальных образований
ИНФРАСТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Методические материалы для студентов (рабочая тетрадь)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013 год
ИНФРАСТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
Учебно-методические материалы для студентов (рабочая тетрадь).
Составители: д.э.н., проф. Федотов А.В., к.э.н., доц. Леонтьев Д.Н. – СПб. изд. СПбГТУ, 2013 г., - 31 с.
Учебно-методические материалы предназначены для студентов, специализирующихся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».
Предлагаемые материалы представлены в виде рабочей тетради, которая должна постепенно заполняться, по мере чтения лекций, их усвоения и использоваться учащимися в практических занятиях.
© Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет
Введение
Дисциплина «Инфраструктура муниципальных образований» имеет особую актуальность и носит ярко выраженный социально-экономический характер в связи с тем, что муниципализм в нашей стране имеет непродолжительную историю, а также в связи с тем, что она является специальной дисциплиной по специальности "Государственное и муниципальное управление", без изучения которой невозможно рассмотреть как теоретические вопросы социально-экономического развития муниципальных образований, так и практические вопросы, связанные с их комплексным развитием.
При ознакомлении данной дисциплины основной упор делается на общей характеристике инфраструктуры региона, понятий производственной и непроизводственной инфраструктуры, вопросов отраслевого развития. При этом для детального, углублённого изучения большое внимание уделяется самостоятельной, практической деятельности студентов. Именно для этого и предназначено данное пособие, подготовленное в виде рабочей тетради, в которой имеется как информационная составляющая, так и вопросы, ответы на которые студенты должны самостоятельно вписать.
Для проверки результатов изучения дисциплины, предназначен специально разработанный тест, включающий две вариации по 40 вопросов каждая с вариантами ответов. Экзаменационные оценки определяются по следующей шкале:
- отлично (36 - 40)
- хорошо (28 - 35)
- удовл. (20 - 27)
- неудовл. (0 - 19)
Инфраструктура.
Инфраструктура – __________________
________
________
_______.
Инфраструктуру можно рассмотреть с точки зрения:
1. ________.
2. ________.
Инфраструктура подразделяется на:
· Производственную – это _____________
____________
_____.
· Непроизводственную – это ___________
____________
_____.
Территории муниципальных образований.
Где осуществляется местное самоуправление? ________________________________________
_______.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются _____________________________
_______________.
Наше территориальное устройство копирует ___________________________.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О Государственном гербе Российской Федерации» может ли муниципальное образование устанавливать его изображение на официальных документах (печатях, бланках)? _____________________________.
Может ли муниципальное образование устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности? ____________________________.
Приведите примеры таких символов___.
Принципы территориального деления.
Регион – это _______________________
_______.
Два подхода к определению «регион»: (суша разделена на континенты, а континенты на государства).
1. Экономико-географический – ______
___
___
__.
Например, __________________________
__.
2. Политико-административный –______
___
___
__.
Например, __________________________
__.
Понятие «муниципальное образование».
Характерные черты муниципального образования.
MUNICIPIUM – в республиканскую эпоху римской истории города, пользовавшиеся правами самоуправления.
MUNIS (c ____________ языка) – ________.
CAPIO (с ____________ языка) – ________.
Муниципальное образование (МО) – _______________________________
______
______
______
_____.
Какие территории могут называться муниципальными образованиями:
1. городское или сельское поселение
Например, ___________________________.
2. муниципальный район
Например, ___________________________.
3. городской округ
Например, ___________________________.
4. внутригородская территория города федерального значения
Например, ___________________________.
Процесс муниципализации РФ
Становление муниципальной системы.
Конституция РФ определила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя. Логическое завершение признания местного самоуправления – 1998г, когда Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления.
Постановление Верховного Совета РФ (1991) «О разграничении государственной собственности РФ на собственность федеральную, государственную собственность республик РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность».
Федеральный закон «О местной самоуправлении в Российской федерации» 1991 г.
Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995, 1997 и 2003 гг.
Территориальные основы муниципальных образований.
По данным Росстата, на 1 января 2011 г. в Российской Федерации насчитывалось 23304 муниципальных образования, из них:
1) муниципальных районов - 1824
2) городских округов - 515
3) внутригородских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и поселков в С.-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве - 236
4) городских поселений - 1733
5) сельских поселений – 18996
Таким образом, муниципальные образования имеют различную территориальную основу:
1. _______________________________
________________________________.
2. _______________________________
________________________________.
3. _______________________________
________________________________.
4. _______________________________
________________________________.
5. _______________________________
________________________________.
Классификация муниципальных образований.
Муниципальные образования можно классифицировать по различным признакам: численности населения, нормативно-правовому статусу, характеру застройки, степени урбанизации, по видам хозяйственной деятельности и др. Опишите более подробно два, три признака:
________
________
________
________
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКТМО предназначен для: ________.
В классификаторе используется иерархический метод классификации.
Исходя из территориальных принципов местного самоуправления, объекты классификации подразделяется на группировки, располагаемые на трех ступенях классификации.
Первая ступень классификации включает: ______________________________
________
________.
Вторая ступень классификации включает: ______________________________
________
________.
Третья ступень классификации включает: ______________________________
________
________.
В отдельных случаях на третьей ступени классификации в муниципальные районы могут включаться межселенные территории.