Константность восприятия. кой диспаратности возрастает с увеличением различия в удаленности пред­метов от



кой диспаратности возрастает с увеличением различия в удаленности пред­метов от глаз, и это служит для мозга источником информации о глубине и расположении их в поле зрения. В коре мозга животных обнаружены отдель­ные нейроны, которые в наибольшей степени активируются определенны­ми величинами диспаратности. Оптимальными стимулами для них служат края, находящиеся впереди или позади фронтальной поверхности.

Эффект контраста (изменение цвета, окруженного кольцом другого цвета) можно объяснить возбуждением ганглиозных клеток сетчатки с простыми ре­цептивными полями типа “on-off”. Порог реакции этих ганглиозных клеток оп­ределяется не абсолютной освещенностью, а скорее ее отношением к освещен­ности окружающего фона или к среднему уровню освещенности.

И.Н. Пигарев и Е.Н. Родионова (1985) обнаружили константные нейроны*-детекторы. Они реагировали не только на зрительные сигналы, но и на поло­жение глаз в орбитах. Это позволяет объяснить явление константности воспри­ятия, поскольку можно предположить, что в течение жизни человека проис­ходит формирование нейронов, активность которых приводит к сохранению постоянства изображения, несмотря на изменение положения глаз в орбитах.

Зрительные сигналы, поступающие в зрительную кору, расходятся, об­разуя дорзальный и вентральный потоки обработки информации. Вентраль­ная подсистема, включающая нижневисочную кору, различает сложные зри­тельные образы, поэтому ее называют системой “что”. Дорзальный поток, включающий теменную кору, обрабатывает пространственную информацию и называется системой “где”. В системе “что” константность выражается в том, что предметные свойства абстрагируются от конкретных условий вос­приятия. Например, константность восприятия цвета создается следующим образом. Поверхность предмета характеризуется специфическим спектром поглощения, поэтому отражаемый ею световой поток зависит от условий освещения. Однако, несмотря на изменение условий освещения, мы воспри­нимаем цвет поверхности неизменным. Зрительный анализатор измеряет неизменные свойства отражающей поверхности. Чтобы определить отража­ющие свойства поверхности, нужно знать спектральную характеристику ос­ветителя и спектр отраженного поверхностью света. Цветовой анализатор имеет константные и аконстантные детекторы цвета. Первые в отличие от вторых реагируют на цвет объекта независимо от условий освещения.

Они образуют соответственно аконстантный и константный экраны отобра­жения цветов. Аконстантные детекторы цвета измеряют раздельно цвет освеще­ния и цвет отраженного светового потока. Сигнал относительно условий осве­щения смещает проекцию цвета по константному экрану так, что возбужденным остается тот же константный детектор цвета, несмотря на изменение отражен­ного от предмета светового потока. Таким образом, константный экран цвета кодирует не характеристику отраженного света, а отражающие свойства повер­хности. Разным характеристикам отражающей поверхности соответствуют детек­торы на разных участках константного экрана. Так, белая поверхность, освеща­емая разными источниками освещения, будет возбуждать один и тот же констан­тный детектор белизны. Самосветящиеся объекты, где освещение отсутствует, будут вызывать возбуждения, совпадающие на аконстантном и константном эк-

ранах. При изменении спектра самосветящихся объектов локус возбуждения сме­щается по аконстантному и константному экранам одинаково в связи с тем, что сигнал относительно условий освещения отсутствует (Соколов, 2000).

В системе “где” константность восприятия связана с характеристиками про­странства. При переводе взора с одной точки на другую изображение всей сце­ны смещается относительно сетчатки, однако мы не замечаем этого сдвига. Зато в случае последовательного образа движение глаз приводит к субъективному перемещению последовательного образа в пространстве. Сигналы, поступаю­щие от системы управления движения глаз, “перемещают” постоянный по сво­ей локализации на сетчатке последовательный образ. В этой системе также есть аконстантные и константные детекторы. Детекторы первичной зрительной коры характеризуются рецептивными полями, “привязанными” к ретинотони-ческой проекции. При смещении линии взора локальный стимул выходит за границы рецептивного поля. Поэтому при изучении рецептивных полей ней­ронов сетчатки и первично зрительной коры необходимо обездвиживание жи­вотного или исключение движения глаз. Детекторы первичной коры, завися­щие от положения стимула относительно сетчатки, являются аконстантными детекторами. Нейроны теменной коры “привязаны” не к сетчатке, а к внеш­нему пространству. При изменении линии взора, когда стимул выходит из ре­цептивного поля аконстантного нейрона, константный нейрон теменной коры продолжает реагировать. Зато, если стимул перемещается в пространстве при фиксированном положении линии взора, нейрон перестает отвечать.

Следовательно, рецептивное поле константного нейрона представляет со­бой не локальный участок сетчатки, а локальный участок внешнего простран­ства. Это становится понятным, если допустить, что на каждом константном детекторе конвергируют все аконстантные детекторы. Эта конвергенция за­висит от сигналов относительно линии взора, “подключающей” определен­ный аконстантный детектор к определенному константному нейрону. При смещении линии взора к константным детекторам подключаются другие аконстантные детекторы. Хотя сцена и смещается по сетчатке, она остается на тех же константных детекторах. Как бы ни перемещался взор, каждый кон­стантный детектор продолжает представлять все тот же участок внешнего про­странства. В случае последовательного образа, когда возбуждение локуса сет­чатки остается неизменным при движении глаз, его проекция относительно константного экрана перемещается. Это происходит потому, что сигнал, по­ступающий от движений глаз, “перемещает” возбуждение по константному экрану в соответствии с ожидаемым смещением сцены по аконстантному эк­рану (Соколов, 2000). Объединение информации, находящейся в системах “где” и “что”, происходит при участии оперативной памяти.

Наши рекомендации