Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов

Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5).

Кадастровая форма предоставления природно-экономической ин­формации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод све­дений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресур­сов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государ­ственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной до­стоверности количественного и качественного учета природных ре­сурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периоди­ческий учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Пока­затели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ре­сурсов, делятся на исходные и расчетные.

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:

1) натуральные показатели:

• объем запасов, количество природного ресурса в границах при­родного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),

• объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),

• потери природного ресурса при добыче и переработке,

• выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,

• расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,

• сроки эксплуатации запасов,

• количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);

2) экономические показатели:

• цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),

• цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,

• издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,

• стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.

В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: |

1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:

• собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),

• воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),

• суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,

2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:

• удельная рента.

• удельная воспроизводственная оценка,

• удельная суммарная оценка;

3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):

• воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,

• стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.

Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.

В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:

¨ кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;

¨ информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомст­венный характер;

¨ не определен порядок пользования ведомственной информаци­ей, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государствен­ной власти и управления в регионах, не установлен также еди­ный порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информа­ции для заинтересованных организаций;

¨ показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной терри­тории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи воз­можностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, мас­штабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);

¨ в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффектив­ность использования ресурса на данной территории;

¨ в существующих кадастрах практически не предусмотрена воз­можность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;

¨ при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается эко­логический фактор.

Таблица 5

Наши рекомендации