Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов
Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5).
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.
Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов, делятся на исходные и расчетные.
Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:
1) натуральные показатели:
• объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),
• объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),
• потери природного ресурса при добыче и переработке,
• выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,
• расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,
• сроки эксплуатации запасов,
• количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);
2) экономические показатели:
• цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),
• цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,
• издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,
• стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.
В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: |
1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:
• собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
• воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
• суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:
• удельная рента.
• удельная воспроизводственная оценка,
• удельная суммарная оценка;
3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):
• воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,
• стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.
Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.
В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:
¨ кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
¨ информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомственный характер;
¨ не определен порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государственной власти и управления в регионах, не установлен также единый порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информации для заинтересованных организаций;
¨ показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной территории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи возможностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, масштабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);
¨ в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории;
¨ в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;
¨ при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.
Таблица 5