Классификация уроков нетрадиционной формы
Типы уроков
Формы урока
Уроки изучения нового
Уроки обучения умениям, навыкам
Уроки повторения и обобщения
Уроки контроля
Комбинированные уроки
Уроки лекционной формы,
уроки- экспедиции, (путешествия),
уроки- исследования,
уроки- инсценировки,
учебные конференции («пресс-конференции») интегрированные
Практику-мы
уроки-диалоги,
уроки с роле-
вой, деловой игрой
Семинары внеклассного чтения,
повторительно-
обобщающие,
диспуты,
игровые: КВН,
«Что? Где?
Когда?», «Поле
чудес» и др.
Интегрированные
театрализованные
(урок-суд),
уроки-
конкурсы,
уроки-соревно-
вания.
Зачетные,
викторины,
конкурсы,
смотр знаний,
защита
творческих работ,
проектов, творческие отчеты, уроки-концерты
Элемент любого по форме урока (например, решение кроссворда в качестве первичного контроля)
Не секрет, что на обычных уроках ребятам часто бывает скучно, так как нет возможности реализоваться, потому что общение идет по схеме «учитель — ученик», а с учителем дети редко вступают в спор. А нестандартные уроки способствуют развитию у ребят интереса к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.
Нетрадиционные формы уроков отличаются разнообразием. Конечно, из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Но я считаю, что у них есть образовательные и воспитательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям ( от решения кроссворда к его составлению), от описания (урок-путешествие) к объяснению (урок-исследование).
Выбранная мною тема самообразования «Различные формы работы на уроках русского языка и литературы» подтолкнула меня к поиску этих разнообразных форм. К тому же эта работа совпала с методической темой школы «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся как способ мотивации к учению». Я поняла, что у ребенка нужно вызвать интерес к предмету, поддерживать его и тогда можно ожидать успешных результатов в учёбе.
И, как оказалось, у меня сложилась определенная система проведения нестандартных уроков. С ребятами 5-7 классов мы заседаем в клубе «Эрудит», где выполняем различные занимательные задания по русскому языку, некоторые из которых подобраны учащимися. Ребят 8-11 классов готовлю для проведения занимательной игры по русскому языку для начальной школы, куда мы приходим ежегодно. Также провожу такие уроки, как «Урок-лабиринт», «Урок-путешествие» по различным темам программы русского языка.
Изучая творчество А.С.Пушкина с 5 по 9 класс, я использую нетрадиционные формы проведения уроков в системе. В 5 классе проводится викторина по сказкам Пушкина, вопросы для которой готовят сами ребята. В 6 — начинаем изучать биографию поэта, знакомимся с лицейским периодом его жизни и как итог - Литературная игра « В таинственном мире А.С.Пушкина». В 7 классе провожу урок по типу «Своя игра» по повестям Белкина, ребята читают все произведения, входящие в сборник. В 8 классе дети составляют кроссворды по повести «Капитанская дочка», которые использую на уроках в качестве первичного и завершающего контроля. В 9 — переходим на более серьезный уровень и проводим семинар по роману «Евгений Онегин». Ребятам предлагается тема, например, «Дальнейший возможный путь Онегина». Она обсуждается, аргументируются ответы, делаются выводы. Все, конечно, зависит от уровня класса, иногда на семинаре заслушиваются сообщения подготовленных учащихся по определенной теме, отвечаем на вопросы.
Хотелось бы несколько подробнее остановиться на конкретном примере, а именно на игровых формах проведения урока, целью которых является проверка знаний учащихся по изученному материалу; умение реализовывать полученные знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях; развитие познавательной активности учащихся и привитие интереса к предмету.
Процесс обучения на таких уроках максимально приближен к практической деятельности. Учащиеся принимают конкретные решения, причем коллективно, т.е. учатся работать в команде, преодолевать конфликтные ситуации, адаптироваться в группе, прислушиваться к мнению товарищей, что, несомненно, развивает мышление учеников, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Как показывает практика, ребятам нравятся такие уроки, они ждут их и, что я заметила, не воспринимают только как развлечение. Если у команды что-то не получилось, ребята оценивают себя объективно, делают верные выводы, стремятся к тому, чтобы в следующий раз показать себя с лучшей стороны, то есть как раз и возникает мотивация к дальнейшей деятельности. Об этом говорят и отзывы учеников.