Бюджетный подход к оценке эффективности КИС
Эффективность КИС
ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
Эффективность АИС - свойство информационной системы, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при ее создании.
КИС являются структурным элементом системы корпоративного управления, обеспечивая потоки внешней и внутренней информации для менеджмента компании, и всех лиц так или иначе заинтересованных в содержании управленческой информации компании. Выступая основным источником такой информации КИС решают задачи по её формированию, сохранению и воспроизведению, обеспечивая конкурентоспособность, непрерывность и развитие бизнеса.
В общем смыслеиспользованиеинформационных технологий дает эффект в виде роста уровня развития компании за счет:
большей управляемости компании;
прозрачности деятельности;
новых компетенций;
производственной культуры;
привлекательности для клиентов и сотрудников;
уменьшения бизнес-рисков.
К основным видам эффективности КИС относятся:
организационная;
производственная;
техническая;
финансовая;
Экономическая.
Организационная эффективность КИС заключаются:
в сокращении времени принятия решений на всех уровнях управления предприятием;
в повышении качества принимаемых решений;
в оперативности подготовки отчетности для органов государственного управления в соответствии с российскими законодательными и нормативными требованиями.
Производственная эффективность КИС позволяет:
сократить сроки поставок продукции заказчикам (CSRP);
сократить сроки ввода в производство новой продукции (APS, MES).
добиться гибкости в планировании производства за счет автоматизации управления материальными потоками (SCM).
управлять себестоимостью продукции (BPM, FRP).
автоматизировать отношения с клиентами (CRM).
Техническая эффективность характеризует технологический способ производства (управления). Способ признается технологически эффективным, если не существует другого способа ведения производства (управления) с наименьшими издержками.
По отношению к управлению компанией использование компьютерной техники является именно таким способом организации эффективного управленческого труда.
Финансовая эффективность КИС.
Инвестиции в КИС являются основным инструментом для поддержания конкурентоспособности предприятия.
В долгосрочной перспективе инвестиции в КИС снижают дисконт на поток наличности от операционной деятельности компании, повышая её биржевую стоимость, а также снижают ставку банковского процента за счет уменьшения рискованности бизнеса.
Современные КИС являются одним из обязательных элементов организационной структуры предприятий и, таким образом воздействуют на величину рыночной оценки бизнеса в целом.
Дисконт на поток наличности – скидка (процент) на поток наличности.
Биржевая стоимость – стоимость акции, выраженная через ее курсовую стоимость на бирже.
Экономическая эффективность КИС определяется в нескольких аспектах:
1. Как соотношение между затратами и степенью достижения цели, поставленной при создании КИС.
2. Как соотношение экономических показателей деятельности предприятия до внедрения и после внедрения КИС.
Экономические эффекты позволяют:
снизить затраты на управление предприятием;
повысить производительность труда персонала;
повысить рост производительности инвестиций;
оптимально использовать материальные и людские ресурсы предприятия.
Как правило, основной эффект от внедрения информационных систем – это рост производительности труда, который выражается:
в экономии рабочего времени определенного рода сотрудников;
в оптимальном применение людских ресурсов на предприятии.
в сокращении стоимости осуществления той или иной операции на предприятии.
Оценка экономической эффективности КИС
Существует несколько различных подходов к оценке экономической эффективности использования КИС.
Портфельный подход к оценке эффективности КИС
Это наиболее часто используемый подход оценки проектов по внедрению информационных технологий в компании.
Портфельный подход применяется для оценки эффективности КИС руководством компании на основании анализа, проведенного специалистами ИТ-подразделения.
Результаты такого анализа представляет собой таблицу, которая содержит:
перечень бизнес-процессов компании;
варианты использования средства автоматизации бизнес-процессов в сравнении.
стоимости внедрения и поддержки КИС по различным вариантам.
Бюджетный подход к оценке эффективности КИС
Данный подход применяется компаниями с уже сформировавшимся ИТ-хозяйством, когда большая часть ИТ-бюджета (более 70%) уходит не на внедрение новых ИТ-решений, а на поддержание уже внедренных КИС.
Как правило, при бюджетном подходе определяют долю в процентах от дохода компании, которая уходит на инвестиции в ИТ.
Осваивая ИТ-бюджет, многие компании практикуют заключение сделок на аутсорсинг (привлечение ИТ-специалистов из других компаний) или ауттаскинг (передача ИТ-задач за пределы компании).
Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) — передача организацией определённых бизнес-процессов или функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
В отличие от разовых услуг сервиса, аутсорсинг основан на заключении длительного контракта (не менее 1 года).
В России «Аутсорсингом ИТ» чаще называют абонентское обслуживание компьютеров и компьютерной техники. Однако уже есть примеры предоставления полного спектра сервисов ИТ, который может использоваться для аутсорсинга в данной сфере.
Ауттаскинг (Outtasking)- передача отдельных задач организации (исполнителю).
Ауттаскинг имеет самое широкое применение среди небольших компаний. Это позволяет им конкурировать с крупными фирмами, сосредоточившись на основных функциях, не занимаясь поддержкой (развитием) информационных систем.