Ситуационный подход и процесс управления

1. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, ис­пользуя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуа­циям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода являетсяситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный» подход не является простым набором предписываемых руководств, этот способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак,ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации

наиболее эффективно.

2. Ситуационный подход использует ситуационные различия между орга­низациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо опре­делить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию полхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

• менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевается знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;

• менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

• менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

. менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций в тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Вопрос 22. Внутренняя среда фирмы и ее основные элементы

1.Необходимость анализа внутренней среды

2. Элементы внутренней среды

1. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма, может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставлен­ных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства про­дукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность суще­ствования своим работникам, создает определенные социальные усло­вия для их жизнедеятельности.

2.Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

• производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура про­дукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень за­пасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный. парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;

• персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость ра­бочей силы, интересы и потребности работников;

• организация управления: организационная структура, система управле­ния; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы выс­шего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; орга­низация системы коммуникаций;

• маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возмож­ность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распреде­ления и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинго­вые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

• финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; при­быльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, по­средникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эф­фективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Вопрос 23. Внешняя среда фирмы: характеристика, основные элементы

1. Внешняя среда и организация

2. Характеристики внешней среды

3. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия

1. В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая систе­ма зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные фак­торы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать мето­ды и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуж­дены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

2. Выделяют следующиеосновные характеристика внешней среды:

• взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

• сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

• подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окруже­нии организации. Окружение современных организаций изменяется с нара­стающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвиж­ной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

• неопределенность внешней среды - соотношение между количеством ин­формации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения

3. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредствен­но влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Вопрос 24 Модели организаций как объектов управления:

.

закрытые системы

1.Механистическая модель

2. Организация - коллектив, построенный на разделении труда

1. Теоретической базой модели "механистической конструкции" организа­ции являются положения школы научного управления.Предприятие -это механизм, представляющий комбинацию основных производствен­ных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материа­лов. Его целями чаще всего являются максимизация прибыли, рента­бельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для их достижения при минимальных затратах ресурсов необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому менеджмент организации • должен быть ориентирован на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего про­изводственного процесса.

Оценка эффективности функционирования организации производится : поэкономическому показателю, определяемому как отношение выпу­щенной продукции к затраченным ресурсам. Механистическая модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сто­рону. Но в модели недостаточно учитывается роль человеческого факто­ра в эффективной работе организации.

2. Разработки модели производились представителями школы человеческих отношений и поведенческих наук. Модель строится исходя из главного положения о том, чтоважнейшим фактором производительности на предприятии является человек. Отсюда возникли такие элементы моде­ли, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, учас­тие в принятии решений.

Моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. Предпочтение отдается демократическому стилю управле­ния, обеспечивающему наиболее полное раскрытие способностей ра­ботающих за счет их вовлеченности в процесс разработки управленчес­ких решений.

Главные задачи менеджеров заключаются в организации и управлении персоналом. Организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работающими, координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач. Управление подра­зумевает личное и конкретное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов

В качестве критерия успешности работы по данной модели принимает­сяповышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов. Внимание концентрируется только на одном внутреннем факторе, все остальные факторы подчинены ему.


    Вопрос 25.

Модели организаций как объектов управления:

Открытые системы

1. Организация как сложная иерархическая

система

2. Организация, реализующая концепцию заинтересованных групп

1. Предприятие представляется в виде сложной иepapxиecкoй системы, тесно взаимодействующей с окружением. Основу составляет общая тео­рия систем.Главная идея заключается в признании взаимосвязей и вза­имозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внеш­ней средой. Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах:

во внешней (из которой она получает все виды ресурсов) и во внутрен­ней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для пре­образования ресурсов в продукцию и услуги).

В данной модели главным направлением деятельности менеджеров ста­новитсястратегическое управление. Модель утверждает единство сис­темно? многоплановости и сложности внешней среды. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганиза­ции, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды.

2. Модель представляетпредприятия как общественные организации, в де­ятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий проявляется в том, что они для производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляе­мые поставщиками, интересы которых также удовлетворяются продук­цией других предприятий.

Цели предприятия трактуются с позиций удовлетворения запросов свя­занных с ним групп (потребителей, поставщиков, инвесторов, обще­ства в целом) Основу модели составляет теоретическаяконцепция заин­тересованных групп, в соответствии с которой организации должныпринимать во внимание разные интересы партнеров. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, при которой дости­жение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. Это приводит к необходимости соблюдения баланса между таки­ми разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, инте­ресы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.

Главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотруд­ничества и вовлеченности работников в дела организации, а также по­стоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления позиций пред­приятий в обществе.

Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определе­нии политической ориентации организации. Поэтому наряду с использо­ванием критериев социально-экономической эффективности работа орга­низации оценивается и по таким направлениям, как политика увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, и также соот­ветствие социально-культурной политики нормам и ценностям общества.

вопрос 26. Миссия организации: сущность, содержание

1. Сущность миссии организации

2. Примерное содержание миссии организации

1. Формулирование целевой функции начинается с установлениямиссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно легализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут на­правляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получе­ние прибыли, хотя прибыль - определяющий фактор в функционирова­нии предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, может привести к неэффективной работе. Миссия формулируется высшим ру­ководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

2.Существует множество подходов к определению миссии и к ее содержа­нию. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос:какова главная цель организации? На первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспек­тиву. В качестве примера можно привести формулировку миссии компа­нии "Форд": предоставление людям дешевого транспорта.

Выделяют подход, в центре внимания которого находитсякачество -понятие, которое раскрывается с разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы. Вот примерная формулировка такой миссии:

• достижение высокого мастерства во всех сферах - в целях, продукции, услугах, людях и стиле жизни;

• цель - стать высокотехнологичной компанией;

• качество - неотъемлемая часть продукции, рабочего окружения и людей;

• профессиональный менеджмент, полное доверие к людям, поддержка творчества, обоснованного риска;

• принятие управленческих решений менеджерами всех уровней при чет­ко определенных полномочиях и ответственности;

• честность и открытость, работа в единой команде;

• мы хотим, чтобы люди имели возможность сказать, что наша компания -превосходное место для работы, что она поддерживает и признает инди­видуальные достижения.

Вопрос 27. Цели и задачи в системе

современного менеджмента

1. Понятие цели организации

2. Характеристики целей

3.Задачи в системе менеджмента

1. Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели все­гда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснован­ность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

2. Цели обладают рядомхарактеристик:

• конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих ре­шений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;

. ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосроч­ные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;

. достижимые цели. Цели устанавливаюттак, чтобы они не превышали возможности организации;

. взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

3. Понятие "задача" отличается от понятия "цель" следующим образом:

задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному мо­менту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, под­дающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, кото­рая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необхо­димый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (на­пример, задача мастера), предметами (например, задача рабочего вцехе),информацией (например, задача казначея).

28. Цели организации: типология, предъявляемые требования

1.Требования, предъявляемые к целям в менеджменте

2. Типология целей

1.К целям организации предъявляют следующиетребования:

 

• необходимость выведения целей из следующих вопросов: В чем состоит наш бизнес? Чем он будет? Чем он должен быть? Цели не должны быть абстрактными;

• операциональность целей. Цели должны преобразоваться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве ба­зиса и мотивации для исполнения;

• нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредото­чить для их выполнения имеющиеся ресурсы;

• множественность целей. Организации призваны решать большое коли­чество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке;

• формулирование целей во всех областях, от которых зависит выживание организации, Как правило, эти области одни и те же для всех организа­ций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, ме­неджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии. В областиинноваций приоритетными целями может быть завоевание пе­редовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга - выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара. В сферепроизводства - дости­жение наивысшей производительности труда, повышение эффектив­ности. Вфинансовой сфере - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использова­ние. Вуправлении персоналом - обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня за­интересованности и удовлетворенности рабочих. В областименеджмен­та - определить критические области управленческого воздействия.

« Все многообразие целей, которые организация преследует в своей дея­тельности, может бытьтипизировано по следующим критериям:

• период установления: стратегические, тактические, оперативные;

• содержанию: экономические, социальные, организационные, полити­ческие, научные;

• сфера действия: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные;

• среда: внутренние, внешние;

• приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

• измеримость: количественные, качественные;

• повторяемость: постоянные, разовые;

• иерархия: цели организации, структурных подразделений;

. стадия жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение.

Вопрос 29. Дерево целей как инструмент обеспечения соподчиненности и развертываемости целей менеджмента

1. Общая схема

2. Правила построения дерева целей

1. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует систем­ного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробиро­ванного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей.

Ситуационный подход и процесс управления - student2.ru

2. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательнаядекомпозиция главной цели на подцели по следующимправилам:

• общая цель должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать жела­емые результаты, а не способы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;

. фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определен­ным способом в установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры. Важным момен­том целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется ди­намическая модель.

Вопрос 30 Концепция управления по целям: общая характеристика

Наши рекомендации