Ситуационный подход в практике управления.

Суть подхода: методы управления могут меняться в зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности компании анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности, прогнозируются последствие; на основании полученных данных планируется будущая деятельность компании. Основы ситуационного подхода заложил Деннисон, утверждавший, что применением различных методов управления обусловлено ситуацией, то есть конкретным набором обстоятельств, которые в настоящее время или в будущем существенно влияют на положение компаний.

Системный подход в практике управления.

рассматривает организацию как систему за своим входом (цели и задачи), выхода (результаты), обратными связями между персоналом и руководством, между производителем и потребителем и т.д. и внешними воздействиям (законодательство, конкуренты, тенденции развития, экономические факторы). Подход рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимодействии с внешней средой и предполагает учет влияние всех факторов воздействующих на нее, и акцинтирует внимание на взаимосвязях между ее элементами. Основные цели системного подхода:

· Обеспечение устойчивости функционирование компании;

· Обеспечение адаптивности работы компании;

· Повышение синергичности;

· Обеспечение эффективной работы обратной связи в организации как внутри систем так и между подсистемами;

· Обеспечение совместимости работы подсистемы компании;

· Снижение эмерджентности.

Одним из представителей системного подхода впервые рассмотревших предприятия как социальную систему был американский исследователь Бернард. Любая компания по теории Бернарда иерархична, объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать, вносить вклад в общее дело и подчиняться единой власти. Основываясь на системном походе, Бернард выдвинул концепцию социальной ответственности компаний, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.

В 1956 году Парсонс определил организацию как комплексную социальную систему, которая сфокусирована на достижение целей и содействует в свою очередь осуществление целей более крупных компаний. Любая реальная компания не может существовать без активного взаимодействия с внешней средой, и поэтому должна рассматриваться как открытая система:

1) Цель функционирования любой компании необходимо искать не внутри нее, а за ее пределами. Истинная цель компании состоит наилучшим удовлетворением конкретных потребностей общества.

2) С изменением потребностей общества должна меняться и организация

Процессный подход в практике управления.

Рассматривает управление как процесс, например, постановка целей, потом планирование, далее организация работ, мотивация и контроль. Разработка процесса или алгоритма управления организацией ставится на первый план. При этом суть подхода заключается в том, что любой процесс рассматривается не как разовое явление, а как ряд логически связанных действий, протекающих во времени. Это позволяет выделить внутри процесса дробные части и анализировать их с позиции цели и вклады в общий результат. Подход дает возможность прописать идеальный процесс, сравнить с ним практику и выявить отклонения, требующие особые внимания со стороны руководства.

Билет № 11

Система-Единое целое, состоящее из отдельных частей, взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих друг с другом.

Организация как открытая система всегда имеет совокупность целей, иерархически связанных между собой, от ее миссии до оперативных целей на каждый день.

Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных общих (организационных) целей.

Для этого они создают систему норм корпоративного поведения, включающую общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения персонала в рамках организации.

Организация как открытая система предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников.

Организация как открытая система определяет способ распределения задач и ответственности (отчетности), формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе достижения организационных целей.

Для организации как открытой системы характерны следующие принципы проектирования, развития и существования: комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность позволяет рассматривать организацию как совокупность ее элементов и взаимосвязей между ними.

Под формализацией понимают заранее разработанные и установленные правила и процедуры, регламентирующие поведение работников и внутрифирменные взаимоотношения.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. Принятое соотношение определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

Наши рекомендации