Ситуационный подход и процесс управления
1. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода являетсяситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный» подход не является простым набором предписываемых руководств, этот способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак,ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации
наиболее эффективно.
2. Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию полхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
• менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевается знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;
• менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;
• менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
. менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций в тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
Вопрос 22. Внутренняя среда фирмы и ее основные элементы
1.Необходимость анализа внутренней среды
2. Элементы внутренней среды
1. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма, может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
2.Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:
• производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный. парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;
• персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
• организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
• маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
• финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
Вопрос 23. Внешняя среда фирмы: характеристика, основные элементы
1. Внешняя среда и организация
2. Характеристики внешней среды
3. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия
1. В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
2. Выделяют следующиеосновные характеристика внешней среды:
• взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
• сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
• подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
• неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения
3. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Вопрос 24 Модели организаций как объектов управления:
. |
закрытые системы
1.Механистическая модель
2. Организация - коллектив, построенный на разделении труда
1. Теоретической базой модели "механистической конструкции" организации являются положения школы научного управления.Предприятие -это механизм, представляющий комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Его целями чаще всего являются максимизация прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для их достижения при минимальных затратах ресурсов необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому менеджмент организации • должен быть ориентирован на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего производственного процесса.
Оценка эффективности функционирования организации производится : поэкономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам. Механистическая модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сторону. Но в модели недостаточно учитывается роль человеческого фактора в эффективной работе организации.
2. Разработки модели производились представителями школы человеческих отношений и поведенческих наук. Модель строится исходя из главного положения о том, чтоважнейшим фактором производительности на предприятии является человек. Отсюда возникли такие элементы модели, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений.
Моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. Предпочтение отдается демократическому стилю управления, обеспечивающему наиболее полное раскрытие способностей работающих за счет их вовлеченности в процесс разработки управленческих решений.
Главные задачи менеджеров заключаются в организации и управлении персоналом. Организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работающими, координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач. Управление подразумевает личное и конкретное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов
В качестве критерия успешности работы по данной модели принимаетсяповышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов. Внимание концентрируется только на одном внутреннем факторе, все остальные факторы подчинены ему.
Вопрос 25. |
Модели организаций как объектов управления:
Открытые системы
1. Организация как сложная иерархическая
система
2. Организация, реализующая концепцию заинтересованных групп
1. Предприятие представляется в виде сложной иepapxиecкoй системы, тесно взаимодействующей с окружением. Основу составляет общая теория систем.Главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах:
во внешней (из которой она получает все виды ресурсов) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).
В данной модели главным направлением деятельности менеджеров становитсястратегическое управление. Модель утверждает единство системно? многоплановости и сложности внешней среды. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды.
2. Модель представляетпредприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий проявляется в том, что они для производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых также удовлетворяются продукцией других предприятий.
Цели предприятия трактуются с позиций удовлетворения запросов связанных с ним групп (потребителей, поставщиков, инвесторов, общества в целом) Основу модели составляет теоретическаяконцепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должныпринимать во внимание разные интересы партнеров. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. Это приводит к необходимости соблюдения баланса между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.
Главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления позиций предприятий в обществе.
Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации. Поэтому наряду с использованием критериев социально-экономической эффективности работа организации оценивается и по таким направлениям, как политика увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, и также соответствие социально-культурной политики нормам и ценностям общества.
вопрос 26. Миссия организации: сущность, содержание
1. Сущность миссии организации
2. Примерное содержание миссии организации
1. Формулирование целевой функции начинается с установлениямиссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно легализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, хотя прибыль - определяющий фактор в функционировании предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, может привести к неэффективной работе. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.
2.Существует множество подходов к определению миссии и к ее содержанию. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос:какова главная цель организации? На первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании "Форд": предоставление людям дешевого транспорта.
Выделяют подход, в центре внимания которого находитсякачество -понятие, которое раскрывается с разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы. Вот примерная формулировка такой миссии:
• достижение высокого мастерства во всех сферах - в целях, продукции, услугах, людях и стиле жизни;
• цель - стать высокотехнологичной компанией;
• качество - неотъемлемая часть продукции, рабочего окружения и людей;
• профессиональный менеджмент, полное доверие к людям, поддержка творчества, обоснованного риска;
• принятие управленческих решений менеджерами всех уровней при четко определенных полномочиях и ответственности;
• честность и открытость, работа в единой команде;
• мы хотим, чтобы люди имели возможность сказать, что наша компания -превосходное место для работы, что она поддерживает и признает индивидуальные достижения.
Вопрос 27. Цели и задачи в системе
современного менеджмента
1. Понятие цели организации
2. Характеристики целей
3.Задачи в системе менеджмента
1. Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
2. Цели обладают рядомхарактеристик:
• конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
. ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
. достижимые цели. Цели устанавливаюттак, чтобы они не превышали возможности организации;
. взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
3. Понятие "задача" отличается от понятия "цель" следующим образом:
задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего вцехе),информацией (например, задача казначея).
28. Цели организации: типология, предъявляемые требования
1.Требования, предъявляемые к целям в менеджменте
2. Типология целей
1.К целям организации предъявляют следующиетребования:
• необходимость выведения целей из следующих вопросов: В чем состоит наш бизнес? Чем он будет? Чем он должен быть? Цели не должны быть абстрактными;
• операциональность целей. Цели должны преобразоваться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения;
• нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы;
• множественность целей. Организации призваны решать большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке;
• формулирование целей во всех областях, от которых зависит выживание организации, Как правило, эти области одни и те же для всех организаций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии. В областиинноваций приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга - выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара. В сферепроизводства - достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности. Вфинансовой сфере - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. Вуправлении персоналом - обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих. В областименеджмента - определить критические области управленческого воздействия.
« Все многообразие целей, которые организация преследует в своей деятельности, может бытьтипизировано по следующим критериям:
• период установления: стратегические, тактические, оперативные;
• содержанию: экономические, социальные, организационные, политические, научные;
• сфера действия: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные;
• среда: внутренние, внешние;
• приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие;
• измеримость: количественные, качественные;
• повторяемость: постоянные, разовые;
• иерархия: цели организации, структурных подразделений;
. стадия жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение.
Вопрос 29. Дерево целей как инструмент обеспечения соподчиненности и развертываемости целей менеджмента
1. Общая схема
2. Правила построения дерева целей
1. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей.
2. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательнаядекомпозиция главной цели на подцели по следующимправилам:
• общая цель должна содержать описание конечного результата;
• при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;
. фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.
Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.
Вопрос 30 Концепция управления по целям: общая характеристика